Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  609 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 609 / 734 Next Page
Page Background

443

СОЧИНЕНЫ В.

Г,

БВДИНОЕАГО.

444

см'Ьтпку или дурной умыседъ. Гуманный че-

лов'Ькъ обойдется съ низшимъ себя и грубо

развитымъ челов'Ъкомъ съ той вежли­

востью, которая тому не можете нока-

заться странной или дикой; но онъ не до­

пустить его унижать передъ нимъ свое

человеческое достоинство, — не позволить

ему кланяться себе въ ноги, не станетъ

называть его Ванькой или Ванюхой и тому

подобными именами, похожими на собачьи

клички, не будетъ легонько трясти его за

бороду въ знакъ своего милостиваго къ

нему расположены, чтобы тотъ, подло

ухмыляясь, говорим, ему съ подобостра-

спемъ: «на чтб изволите жаловать?...»

Чувство гуманности оскорбляется, когда

люди не уважаютъ въ другихъ человече-

скаго достоинства, и еще болЬе оскорбляет­

ся и страдаетъ, когда человекъ самъ въ

себе не уважаетъ собственнаго достоин­

ства.

Вотъ это-то чувство гуманности и со­

ставляете, такъ сказать, душу творенгй

Искандера. Онъ ея проповёдникъ, адво­

кате. Выводимыя имъ на сцену лица-—лю­

ди не злые, даже большей частью добрые,

которые мучатъ и преследуютъ самихъ се­

бя и другихъ чаще съ хорошими, нежели

съ дурными намерешями, больше по неве­

жеству, нежели по злости. Даже те изъ

его лицъ, который отталкиваютъ отъ себя

низостью чувствъ и гадостью поступковъ,

представляются

авторомъ больше какъ

жертвы ихъ собственнаго невежества и

той среды, въ которой они живутъ, нежели

ихъ злой натуры. Онъ изображаете пре­

ступлены, неподлежащы ведомству зано-

новъ и понимаемый большинствомъ какъ

действы разумный и нравственный. Зло-

деевъ у него мало: въ трехъ повестяхъ,

доселе напечатанныхъ, только въ одной

«Сороке-Боровке» выведенъ злодей, да и

то такой, котораго и теперь мнопе готовы

счесть за самаго добродетельнаго и нрав-

ственнаго человека. Главное орудае Искан­

дера, которымъ онъ владеете съ такимъ

удивительнымъ мастерствомъ, — ирошя, не­

редко возвышающаяся до сарказма, но

чаще обнаруживающаяся легкой, гращоз-

ной и необыкновенно добродушной шуткой:

вспомните добраго почтмейстера, который

два раза чуть не убилъ Бельтову, сначала

горемъ, потомъ радостью, и такъ добро­

душно потиралъ себе руки, такъ вкушалъ

успехъ сюрприза, что «нете въ мще же-

стокаго сердца, которое нашло бы въ себе

силу упрекнуть его за эту штуку, и кото­

рое бы не предложило ему закусить». А

между темъ и въ этой черте, нисколько

не возмутительной, а только забавной, ав-

торъ остается вернымъ своей заветной

идее. Все, что касается этой идеи въ ро­

мане «Кто виновата?», — все это отлича­

ется верностью действительности, мастер­

ствомъ изложены, который выше всякихъ

похвалъ. Здесь, а не въ любви Бельтова

и Круциферской, блестящая сторона ро­

мана и торжество таланта автора. Мы ска­

зали выше, что романъ этотъ — рядъ бь

ографШ, связанныхъ между собой одной

мыслью, но безконечно разнообразныхъ, глу­

боко правдивыхъ и богатыхъ философскимъ

значешемъ. Здесь авторъ вполне въ своей

сфере. Что лучшаго въ той самой части

романа, которая вся посвящена трагической

любви Бельтова и Круциферской, какъ не

бюграфы почтеянейшаго Карпа Кондратьича,

бойкой супруги его Марьи Степановны и

бедной дочери ихъ Варвары Карповны, по

домашнему Вавы, — бюграфы, вошедшая

сюда эпизодомъ? Когда интересны въ ро­

мане Круциферсшй и Любонька? Тогда,

какъ они живутъ въ доме Негровыхъ и

страдаютъ отъ всего ихъ окружающаго.

Такы положены сподручны автору, и онъ

необыкновенный мастеръ рисовать ихъ.

Когда интересенъ самъ Бельтовъ? Когда

мы читаемъ исторш его превратгаго и

ложнаго воспитаны и потомъ исторш не-

удачныхъ попытокъ найти свою дорогу въ

жизни. Это также входите въ сферу та­

ланта автора. Онъ—философъ по преиму­

ществу, а между темъ немножко и поэте,

и воспользовался этимъ, чтобы изложить

свои поняты о жизни притчами. Это всего

лучше доказывается его превосходнымъ

разсказомъ: «Изъ сочинены доктора Кру­

пова—О душевныхъ болезняхъ вообще и

объ эпидемическомъ развиты оныхъ въ

особенности». Въ иемъ авторъ ни одной

чертой, ни однимъ словомъ не вышелъ изъ

сферы своего таланта, и оттого здесь его

таланте въ большей определенности, не­

жели въ другихъ его сочиненыхъ. Мысль

его та же, но она приняла здесь исключи­

тельно тонъ ироны, для однихъ очень ве­

селой и забавной, для другихъ грустной и

мучительной, и только въ изображены ко­

сого Лёвки—фигуры, которая бы сделала

честь любому художнику,—авторъ говорить

серьезно. По мысли и по выполненш, это

решительно лучшее произведете прошлаго

года, хотя оно и не произвело на публику

особеннаго впечатлены. Но публика права

въ этомъ случае: въ романе «Кто вино­

вата?» и въ некоторыхъ произведеныхъ

другихъ писателей она нашла больше бли-

жайшихъ къ ней и потому нужнейшихъ и

полезнейшихъ ей истинъ, а между тймъ

въ последнемъ произведены тотъ же духъ,

то же содержание, чтб и въ первомъ. Во­

обще упрекнуть автора въ односторонности