Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  602 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 602 / 734 Next Page
Page Background

429

1. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

430

на себе отпечатокъ созданш; или, если это

наоборотъ, ове не могутъ никого увлекать

и убеждать, и въ нихъ никто не видитъ

ни махЬйшаго сходства съ дМствитель-

ностью. Такъ и говорятъ о нихъ против-

ники этой школы, но тогда следуете во-

просъ: отчего же, съ одной стороны, эти

произведешн пользуются такимъ

ycnéxoMb

у большинства читающей публики, а съ

другой—имГготъ способность такъ сильно

раздражать противниковъ натуральной шко­

лы? Ведь только золотая посредственность

пользуется завидной привилегией—никого

не раздражать и не иметь враговъ и про­

тивниковъ?

Одни говорили, что натуральная школа

клевещетъ на общество и унижаетъ его

умышленно; друпе теперь прибавляютъ къ

этому, что она особенно виновата въ этомъ

отношенш передъ простыми народомъ. По­

следнее обвинеше выходитъ какъ-то про­

тиворечиво у хулителей натуральной шко­

лы: одни изъ нихъ упрекаютъ ее съ ме­

щански-аристократической точки

зр-Ьнш,

достойной прославленнаго Мольеромъ Жур-

дэна, за излишнюю симпатш къ людямъ

простого звашя, друпе—за скрытую враж­

дебность къ нимъ. Мы уже имели случай

обстоятельно и подробно возразить на это

обвинеше и доказать всю его неоснова­

тельность и неблаговидность (въ статье

Ответъ «Москвитянину»), такъ что новаго

объ этомъ сказать ничего не имеемъ, по­

ка наши доброжелатели не выдумаютъ че­

го - нибудъ новаго въ подкреплена этого,

делаюгцаго имъ особенную честь, обвине­

нии И потому скажемъ несколько сдовъ о

другомъ обвинеши. Одни говорятъ (и очень

справедливо на этотъ разъ), что натураль­

ная школа основана Гоголемъ; друпе, от­

части соглашаясь съ этимъ, прибавляютъ

еще, что французская неистовая словес­

ность (летъ десять назадъ тому какъ уже

скончавшаяся вмале) еще больше Гоголя

имела участш въ норожденш натуральной

Школы. Подобное обвинеше изъ рукъ вонъ

нелепо: все факты решительно противъ

него. Обращаясь къ его родословной, мож­

но сказать, что оно порождено или теми

неблаговидными причинами, о которыхъ

говорить вапрещаетъ прилише, или реши­

тельными

непонимашемъ

литературнаго

дела. Последнее еще вернее. Хотя эти

господа и ратуютъ за искусство, но это не

мешаетъ имъ не иметь о немъ ни малей-

шаго понятш, Какш произведен^ француз­

ской литературы причислены были у насъ

почему-то въ неистовой школе?—[Первые

романы Гюго

(

и

ВЪ особенности

его зна­

менитая «Notre D am e d e Paris»), Сю, Дюма,

«Мертвый оселъ

н

гильотинированная жен­

щина» Жюль Жанена. Не такъ ли? Кто жъ

теперь ихъ помнитъ, когда сами авторы

ихъ давно уже привяли новое направлеше?

Ж

чтб составляло главный характеръ этнхъ

лроизведени!, не дишевныхъ, впрочемъ, сво­

его

рода

достоинствъ? — преувеличен^,

мелодрама, трескучш эффекты. Представи-

телемъ такого направлены у насъ былъ

только Марлинсшй, и влшш'е Гоголя поло­

жило решительный конецъ этому напра­

вленно. Что же у него обшаго съ натураль­

ной школой? Теперь даже и рТдкихъ по-

пытокъ нЬте на пpoизвeдeнiя съ такимъ

направденшмъ,

за иеключешемъ разве

драмъ съ испанскими страстями, восхшца-

юшихъ обычныхъ посетителей Алексан-

дринскаго театра. А если посредственность

и бездарность пытаются иногда, и то очевь

редко, пршбрести успехъ подражашемъ

французскимъ романамъ, то новейшими.,

более велепымъ и вздорнымъ, нежели не-

пстовымъ. Къ такимъ попыткамъ принад­

лежите недавно напечатанный въ одномъ

журнале романъ «Спекуляторы,» наполнен­

ный небывалыми злодеями иди, вернее

сказать, негодяями, и невозможными похо-

жденшми, изъ которыхъ однако жъ выво­

дится въ конце чистейшая нравственность.

Но натуральной шкоде что за дело до

подобныхъ произведен® Они къ ней не

относятся ни съ которой стороны.

Гораздо вернее всехъ этихъ обвинешй

тотъ факта, что въ лице писателей нату­

ральной школы русская литература пошла

по пути истинному и настоящему, обрати­

лась къ самобытнымъ источникамъ вдохно-

венж и идеаловъ, и чрезъ это сделалась и

современной, и русской. Съ этого пути она,

кажется, уже не сойдете, потому что это

прямой путь къ самобытности, къ освобо­

ждена) отъ всякихъ чуждыхъ и посторон-

нихъ влшшй. Этимъ мы отнюдь не хотимъ

сказать, что она всегда останется въ томъ

состояши, какъ теперь; пета, она будете

итти впередъ, изменяться, но только никогда

уже не перестанете быть верной действи­

тельности и натуре. Мы нисколько не обо­

льщены ей успехами и вовсе не хотимъ пре­

увеличивать ихъ. Мы очень хорошо видимъ,

что наша литература и теперь еще на пути

стремленш, а не достижеюя, что она толь­

ко устанавливается, но еще не установи­

лась. Весь успехъ ея заключается пока въ

томъ, что она нашла уже свою настоящую

дорогу и больше не ищете ея, но съ каж-

дымъ годомъ более и более твердымъ ша-

гомъ продолжаете итти но ней. Теперь у

ней нета главы, ея деятели—таланты не

первой степени, а между темъ она имеете

свой характеръ и уже безъ помочей идете

по настоящей дороге, которую ясно ви-