4=31
СоЧПНЕНШ В.
Г.
Б'ЬЛИНСКАГО.
432
ди!ъ сама. Здесь невольно ириходягъ нами
на память слова, сказанный редакторомъ
«Современника» въ первой ьнишьй этого
журнала за прошлый годы «Взам'Ьнъ
(пльиыхъ талантовъ, недостающвхъ на
шей современной литературе, въ ней, такъ
( казать, отстоялись н улеглись жизневныя
начала дальн4йшаго развитш и деятельно
сти. Она уже, какъ мы замйтили выше, яв-
л:еше опредёлевваго рода; въ ней есть
созваны самостоятельности и своего зна-
ченш. Она уже сила организованная пра
вильно, деятельная, живыми отпрысками пе
реплетающаяся съ разными общественными
нуждами и интересами, не метеоръ, слу
чайно залет евпнй изъ чуждой намъ сфе
ры на удивлены толпы, не вспышка уеди
ненной гевыльной мысли, нечаянно про
скользнувшая въ умахъ п потрясшая нхъ
на минуту новымъ и неведомыми ошутце-
шемъ. Въ области литературы вашей те
перь нетъ местъ особенно замечательвыхъ,
но есть вся литература. Недавно она еще
была похожа на пестрое пространство на-
пшхъ полей, только что освободившихся
отъ ледяной земной коры: тутъ на холмахъ
жой-гдй пробивается травка, въ оврагахъ
лежнтъ еще вочеррВвппй снегь, переме
шанный съ грязью. Теперь ее можно срав
нить съ т4ми же полями въ весеннемъ
убранстве: хотя зелень не блистаетъ яр
кими колорптомъ, местами она очень блед
на и не роскошна, но она уже стелется
повсюду; прекрасное время года наету-
таеть.»
Мы думасмъ, что въ зтомъ есть про-
грессъ...
Справедливость выписавныхъ нами словъ
едфлается еще очевиднее, если обратить
ввиманы и на другая стороны русской ли
тературы нашего времени. Тамъ увидимъ
мы явлены, соответствующее тому, которое
въ поэзш называютъ натурализмомъ, т. е.
то же етремлены въ действительности,
реальности, истине, то же отвращены отъ
фанташй и призраковъ. Въ науке отвле
ченный теорш, аирюрныя построенш, до-
веры къ системами со дня на день теря
т ь 'Ивой вредить и у с т у п а т ь место напра
вление практическому, основанному на зна
т и фактовъ. Конечно, наука еше не пустила,
у наеъ глубоЕнхъ корней, но и въ ней уже
заметенъ повороти къ самобытности, имен
но въ. той сфере, въ которой самобытность
прежде всего должна начаться для русской
науки—въ сфере изучены русской историк
Въ ея еобыинхъ. до сихъ поръ объясняв
шихся иодъ влйшемъ изучены западной
всторш. уже приводятся начала жизни,
Только ей свойетвевныя, в русская нсторш
объясняется но р у с а я . То же обращены
къ вопросами, имеющими более близкое
отношены собственно къ нашей, русской
жизни, то же усилье разрешить ихъ по-сво
ему заметно и въ изученщ современная»
быта Росши. Чтобы доказать это, мы раз-
беремъ все, что въ прошломъ году явилось
замечательна™ въ какомъ бы то ни было
отношенш.
П.
Значены романа и повести въ настоящее вре
мя,—Замечательные романы иновтсти прошла
го года и характеристика современныхъ рус-
скихъ беллетристовъ: Искандеръ, Гончаровъ,
Тургеневъ, Даль, Григоровичи, Дружининъ.—
„Путевыя заметки“ Т. Ч.—„Испанокш письма“,
Боткина—„Полное собрате русскихъ автлровъ“.
А. Смнрдина.
Ромавъ и повесть стали теперь во главе
всехъ другихъ родовъ поэзш. Въ нихъ
за
ключилась вся изящная литература, такъ
что всякое другое произведшие кажется
при нихъ ч4мъ-то исключительными и слу
чайными. Причины этого въ самой сущ
ности романа и повести, какъ рода поэзш.
Въ нихъ лучше, удобнее, нежели въ ка-
номъ-нибудь другомъ роде поэзш, вымысли
сливается съ действительностей, художе
ственное изобретены смешивается съ про
стыми, лишь бы верными, <ппсывавымъ
съ натуры. Романъ н ловесть, даже изо
бражая самую обыкновенную н пошлую прозу
житейснаго быта, могутъ быть представи
телями нрайннхъ предёловъ искусства, выс-
шаго творчества; съ другой стороны, отра
жая въ себе только избранный, выеошя
мгновенш жизни, они могутъ быть лишены
всякой поэзш, всякаго искусства... Это са
мый ширмой, всеобъемлющей родъ поэзии.
Въ немъ таланта чувствуета себя безгра
нично свободными; въ немъ соединяются
все друпе роды поэзш—и лирика, какъ
пшшгаы чувствъ автора по поведу описы
ваема™ ими ссбьшя, и драматизмъ какъ
более яркой и рельефный способъ заста
влять. высказываться давные характеры.
Отступлешя, разеуждевш, дидактика, не
терпимый въ другихъ родахъ поэзш, въ ро
мане н повести могутъ иметь законное
место. Романъ и повесть даютъ полный про-
сторъ писателю въ отношении преобладаю
ща™ свойства, его таланта, характера,
вкуса, направления, ж т. д. Вота почему въ
последнее время такъ много рокавистовъ
и повествователей. Ж потому же теперь
самые пределы романа и повести раздви
нулись: кроме «разсказа», давно уже еуще-
ствсвавшаго въ литературе, какъ визпнй
н более легкйг видь повести, недавно по
лучили въ литературе право гражданства
танъ-называемыя физшлогш, характериетн-
чееюе очерки разныхъ сторовъ обществен-