Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  603 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 603 / 734 Next Page
Page Background

4=31

СоЧПНЕНШ В.

Г.

Б'ЬЛИНСКАГО.

432

ди!ъ сама. Здесь невольно ириходягъ нами

на память слова, сказанный редакторомъ

«Современника» въ первой ьнишьй этого

журнала за прошлый годы «Взам'Ьнъ

(пльиыхъ талантовъ, недостающвхъ на­

шей современной литературе, въ ней, такъ

( казать, отстоялись н улеглись жизневныя

начала дальн4йшаго развитш и деятельно­

сти. Она уже, какъ мы замйтили выше, яв-

л:еше опредёлевваго рода; въ ней есть

созваны самостоятельности и своего зна-

ченш. Она уже сила организованная пра­

вильно, деятельная, живыми отпрысками пе­

реплетающаяся съ разными общественными

нуждами и интересами, не метеоръ, слу­

чайно залет евпнй изъ чуждой намъ сфе­

ры на удивлены толпы, не вспышка уеди­

ненной гевыльной мысли, нечаянно про­

скользнувшая въ умахъ п потрясшая нхъ

на минуту новымъ и неведомыми ошутце-

шемъ. Въ области литературы вашей те­

перь нетъ местъ особенно замечательвыхъ,

но есть вся литература. Недавно она еще

была похожа на пестрое пространство на-

пшхъ полей, только что освободившихся

отъ ледяной земной коры: тутъ на холмахъ

жой-гдй пробивается травка, въ оврагахъ

лежнтъ еще вочеррВвппй снегь, переме­

шанный съ грязью. Теперь ее можно срав­

нить съ т4ми же полями въ весеннемъ

убранстве: хотя зелень не блистаетъ яр­

кими колорптомъ, местами она очень блед­

на и не роскошна, но она уже стелется

повсюду; прекрасное время года наету-

таеть.»

Мы думасмъ, что въ зтомъ есть про-

грессъ...

Справедливость выписавныхъ нами словъ

едфлается еще очевиднее, если обратить

ввиманы и на другая стороны русской ли­

тературы нашего времени. Тамъ увидимъ

мы явлены, соответствующее тому, которое

въ поэзш называютъ натурализмомъ, т. е.

то же етремлены въ действительности,

реальности, истине, то же отвращены отъ

фанташй и призраковъ. Въ науке отвле­

ченный теорш, аирюрныя построенш, до-

веры къ системами со дня на день теря­

т ь 'Ивой вредить и у с т у п а т ь место напра­

вление практическому, основанному на зна­

т и фактовъ. Конечно, наука еше не пустила,

у наеъ глубоЕнхъ корней, но и въ ней уже

заметенъ повороти къ самобытности, имен­

но въ. той сфере, въ которой самобытность

прежде всего должна начаться для русской

науки—въ сфере изучены русской историк

Въ ея еобыинхъ. до сихъ поръ объясняв­

шихся иодъ влйшемъ изучены западной

всторш. уже приводятся начала жизни,

Только ей свойетвевныя, в русская нсторш

объясняется но р у с а я . То же обращены

къ вопросами, имеющими более близкое

отношены собственно къ нашей, русской

жизни, то же усилье разрешить ихъ по-сво­

ему заметно и въ изученщ современная»

быта Росши. Чтобы доказать это, мы раз-

беремъ все, что въ прошломъ году явилось

замечательна™ въ какомъ бы то ни было

отношенш.

П.

Значены романа и повести въ настоящее вре­

мя,—Замечательные романы иновтсти прошла­

го года и характеристика современныхъ рус-

скихъ беллетристовъ: Искандеръ, Гончаровъ,

Тургеневъ, Даль, Григоровичи, Дружининъ.—

„Путевыя заметки“ Т. Ч.—„Испанокш письма“,

Боткина—„Полное собрате русскихъ автлровъ“.

А. Смнрдина.

Ромавъ и повесть стали теперь во главе

всехъ другихъ родовъ поэзш. Въ нихъ

за­

ключилась вся изящная литература, такъ

что всякое другое произведшие кажется

при нихъ ч4мъ-то исключительными и слу­

чайными. Причины этого въ самой сущ­

ности романа и повести, какъ рода поэзш.

Въ нихъ лучше, удобнее, нежели въ ка-

номъ-нибудь другомъ роде поэзш, вымысли

сливается съ действительностей, художе­

ственное изобретены смешивается съ про­

стыми, лишь бы верными, <ппсывавымъ

съ натуры. Романъ н ловесть, даже изо­

бражая самую обыкновенную н пошлую прозу

житейснаго быта, могутъ быть представи­

телями нрайннхъ предёловъ искусства, выс-

шаго творчества; съ другой стороны, отра­

жая въ себе только избранный, выеошя

мгновенш жизни, они могутъ быть лишены

всякой поэзш, всякаго искусства... Это са­

мый ширмой, всеобъемлющей родъ поэзии.

Въ немъ таланта чувствуета себя безгра­

нично свободными; въ немъ соединяются

все друпе роды поэзш—и лирика, какъ

пшшгаы чувствъ автора по поведу описы­

ваема™ ими ссбьшя, и драматизмъ какъ

более яркой и рельефный способъ заста­

влять. высказываться давные характеры.

Отступлешя, разеуждевш, дидактика, не­

терпимый въ другихъ родахъ поэзш, въ ро­

мане н повести могутъ иметь законное

место. Романъ и повесть даютъ полный про-

сторъ писателю въ отношении преобладаю­

ща™ свойства, его таланта, характера,

вкуса, направления, ж т. д. Вота почему въ

последнее время такъ много рокавистовъ

и повествователей. Ж потому же теперь

самые пределы романа и повести раздви­

нулись: кроме «разсказа», давно уже еуще-

ствсвавшаго въ литературе, какъ визпнй

н более легкйг видь повести, недавно по­

лучили въ литературе право гражданства

танъ-называемыя физшлогш, характериетн-

чееюе очерки разныхъ сторовъ обществен-