Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  607 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 607 / 734 Next Page
Page Background

439

СОЧИНЕНШ В. Г. БМИНСКАГО.

440

Мы думаемъ, что при этомъ авторъ могъ

бы еще указать слегка и на натуру своего

героя, нисколько не практическую и, кроме

воспитанш, порядочно испорченную еще и

богатствомъ. Тому, кто родился богатымъ,

надо получить отъ природы особенное при-

зваше къ какой бы то ни было деятель­

ности, чтобы не праздно жить на свете и

не скучать отъ бездййствш. Этого-то при-

звашя и не заметно вовсе въ натуре Бедь-

това. Натура его была чрезвычайно бо­

гата и многоетороння, но въ этомъ богат­

стве и многосторонности ничто не имело

нрочнаго корня. У него много ума, но ума

созерцательнаго, теорическаго, который не

столько углублялся въ предметы, сколько

скользилъ по нимъ. Онъ способенъ былъ по­

нимать многое, почти все, но эта-то много­

сторонность сочувствш и понимашя и мй-

шаетъ такимъ людямъ сосредоточить вей

свои силы на одномъ предмете, устремить на

него всю свою волю. Таше люди вйчне. поры­

ваются къ деятельности, пытаясь найти

свою дорогу, и, разумеется, не находятъ ея.

Такимъ образомъ Вельтовъ осужденъ

былъ томиться никогда неудовлетворяемой

жаждой деятельности и тоской бездйй-

ствш. Авторъ мастерски передадъ нами

его неудачныя попытки служить, потомъ

сдйлаться врачемъ, артистомъ. Если не­

льзя сказать, что онъ вполнй очертилъ и

разъяснилъ этотъ характеръ,—все же это

у него лицо, хорошо очерченное, понятное

и естественное. Но въ последней части

романа Вельтовъ вдругъ является передъ

нами какой-то высшей, гениальной нату­

рой, для деятельности которой действи­

тельность не представдяетъ достойнаго по­

прища... Это уже совсймъ не тотъ чело­

веки, съ которымъ мы такъ хорошо по­

знакомились прежде; это уже не Вельтовъ,

а что-то въ родй Печорина. Разумеется,

прежшй Вельтовъ былъ гораздо лучше,

какъ всяшй человйкъ, играгопцй свою соб­

ственную роль. Сходство съ Печоринымъ

для него крайне невыгодно. Не понимаемъ,

зачймъ автору нужно было съ своей до­

роги сойти на чужую!.. Неужели этимъ

онъ хотйлъ поднять Бельтова до Круци­

ферской? Напрасно! для нея онъ былъ бы

также интересенъ и въ прежнемъ своемъ

видй; и тогда онъ сталъ бы подлй бйд-

наго Круциферскаго настоящимъ колос-

сомъ подлй карлика. Онъ былъ человйкъ

взрослый, совершеннолетий, мужчина, по

крайней мйрй по уму и взгляду на жизнь,

а Круциферекй съ его благородными меч­

тами вмйсто наетоящаго понимашя людей

и жизни и поддй прежняго Бельтова все

казался бы ребенкомъ, котораго развитае

задержано какой-нибудь болезнью.

Круциферская, въ свою очередь, является

гораздо интереснйе въ первой части ро­

мана, нежели въ последней. Нельзя ска­

зать, чтобы и тамъ ея характеръ былъ

рйзко очерченъ; но зато рйзко было очер­

чено ея положете въ домй Негрова. Тамъ

она хороша молча, безъ словъ, безъ дйй-

ствШ. Читатель угадываетъ ее, хотя не

слышитъ отъ нея почти ни слова. Авторъ

въ обрисовкй ея положенш обнаружили

необыкновенное мастерство. Только въ

отрывкахъ изъ ея дневника она у него

высказывается сама. Но мы не совеймъ

довольны этой исповйдъю. £{ромй того, что

манера знакомить читателей съ героинями

романовъ черезъ ихъ записки — манера

старая, избитая и фальшивая, — записки

Любоньки немножко отзываются поддел­

кой: по крайней мйрй не всяшй повйритъ,

что ихъ писала женщина... Очевидно, что

и тутъ авторъ вышелъ изъ сферы своего

таланта. То же скажемъ мы и объ отрыв­

кахъ Круциферской въ концй романа. Въ

томъ и другомъ случай авторъ ловко от­

делался отъ задачи, которая была ему не

по силами, но не больше. Вообще, сделав­

шись Круциферской, Любонька перестала

быть характеромъ, лицомъ и превратилась

въ мастерски, умно развитую мысль. Она и

Вельтовъ—два единственный лица, съ ко­

торыми авторъ не совладали какъ слй-

дуетъ. Но и въ нихъ нельзя не удивляться

его ловкости и искусству поддерживать ин-

тересъ до конца и поразить, растрогать

большинство читателей тамъ, гдй съ его

талантомъ, но безъ его ума и вйрнаго

взгляда на предметы, всяшй другой только

насмешили бы.

Итаки, не въ картине трагической люб­

ви Бельтова и Круциферской надо искать

достоинетвъ романа Искандера. Мы видйли,

что все это вовсе не картина, а мастер­

ски изложенное следственное дйло. Вообще

«Кто виновата?» — собственно не романъ,

а рядъ бюграфй, мастерски написан-

ныхъ и ловко евязанныхъ внешними об­

разомъ въ одно цйлое именно той мыслью,

которой автору не удалось развить поэ­

тически. Но въ этихъ бюграфшхъ есть

и внутренняя связь, хотя и безъ всякаго

отношенш къ трагической любви Бель­

това и Круциферской. Это—мысль, которая

глубоко легла въ ихъ основаше, дала жизнь и

душу каждой чертй, каждому слову разсказа,

сообщила ему эту убедительность и увле­

кательность, который равно неотразимо дйй-

ствуютъ на читателей симпатизирующихъ

и несимпатизирующихъ съ авторомъ, обра-

зованныхъ и необразованныхъ. Мысль эта

является у автора какъ чувство, какъ

страсть; словомъ, изъ его романа видно,