421
X. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
422
всякихъ влшшй извне. Поэтъ прежде все
го — человЬкъ, потомъ гражданинъ своей
земли, сынъ своего времени. Духъ народа
и времени на него не могутъ действовать
менее, ч'Ьмъ на другихъ. Шекепиръ былъ
ноэтомъ старой веселой Англш, которая
въ продолжеше немногихъ дета вдругь сде
лалась суровой, строгой, фанатической. Пу
ританское движете имело сильное влште
на его последит произведена, наложивъ
на нихъ отпечатокъ мрачной грусти. Изъ
этого видно, что, родись онъ десятилетии
двумя позже,—гешй его остался бы тотъ
же, но характеръ его произведен»! былъ бы
другой. Поэзш Мильтона — явно произве
дете его эпохи; самъ того не подозревая,
онъ въ лиде своего гордаго и мрачнаго
сатаны написалъ апоееозу возстанья про-
тивъ авторитета, хотя и думалъ сделать
совершенно другое. Такъ сильно действу
ете на поэзно историческое движете об
щества Вотъ отчего теперь исключитель
но-эстетическая критика, которая хочетъ
иметь дйло съ ноэтомъ и его произведеш-
емъ, не обращая внимашя на место и вре
мя, где и когда писалъ поэте, на обстоя
тельства, подготовивши! его къ поэтиче
скому поприщу и имевшая влшнье на его
поэтическую деятельность, потеряла теперь
всяшй кредитъ, сделалась невозможной.
Говорите/, духъ парий, сектантизмъ вре-
дятъ таланту, портятъ его произведения.
Правда! И потому-то онъ долженъ быть
органомъ не той иди другой парии или
секты, осужденной, можете быть, на эфе
мерное существованье, обреченной исчез
нуть безъ следа, но сокровенной думы все
го общества, его, можете быть, еще не яс-
наго самому ему стремленья. Другими сло
вами: поэтъ долженъ выражать не частное
и случайное, но общее и необходимое, ко
торое даетъ колорита и смыслъ всей его
эпохе. Какъ же раземотрита онъ въ этомъ
хаосе противоречащихъ мнешй, стремле
ний, которое Изъ нихъ действительно вы
ражаете духъ его эпохи? Въ этомъ случае
единственнымъ вернымъ указателемъ боль
ше всего можете быть его инстинкта, тем
ное безсознатедьное чувство, часто соста
вляющее всю силу гешальной натуры: ка
жется, идетъ наудачу, вопреки общему
мнешю, яаперекоръ всёмъ нринятымъ но-
нянямъ и здравому смыслу, а между тЪмъ
идете прямо туда, куда надо иття, — и
вскоре даже те, которые громче другихъ
кричали противъ него, волей или неволей,
а идутъ за нимъ и уже не понимаюта,
какъ же можно было бы итти не по этой
дороге. Воте 'почему иной ноэтъ только до
техъ поръ и действуете могущественно,
Даетъ новое направлеше целой литературе,
пока просто, инстинктивно, безсознательно
следуете внушенго своего таланта; а лишь
только начнетъ разсуждать и пустится въ
философш,— глядь, и споткнулся, да еще
какъ!... И обезсидеетъ вдругъ богатырь,
точно Самсонъ, лишенный волосъ, и онъ,
который шелъ впереди всехъ, тащится те
перь въ заднихъ отсталыхъ рядахъ, въ
толпе своихъ прежнихъ противниковъ, а
теперь новыхъ союзниковъ. и вместе съ
ними вооружается на собственное дело; да
ужъ поздно: не его волей сделано оно, не
его волей и пасть ему, оно выше его са
мого и нужнее обществу, нежели онъ самъ
теперь... И больно, и жалко, и смешно
смотреть на даровитаго поэта, захотев-
шаго сделаться нлохимъ резонеромъ!...
Въ наш» время искусство и литература
"олыпе, чемъ когда-либо прежде, сдела
лись выражешемъ общесгвенныхъ вонро-
совъ, потому что въ наше время эти во
просы стали общее, доступнее всемъ, яс
нее, сделались для всехъ интересомъ пер
вой степени, стали во главе всехъ другихъ
вопросовъ. Это, разумеется, не могло не
изменить общаго направленш искусства
во вредъ ему. Такъ самые гешальные по
эты, увлекаясь решешемъ общеетвенныхъ
вопросовъ, удивляюта иногда теперь пуб
лику сочинешями, которыхъ художествен
ное достоинство нисколько не соответ
ствуете ихъ таланту или по крайней ме
ре обнаруживается только въ частностяхъ,
а целое произведете слабо, растянуто,
вяло, скучно. Вспомните романы Жоржъ
Занды: «Le Meunier d ’Ang ib au lt», «Le
Péché de Monsieur Antoine», «Isidore».
Но и здесь беда произошла собственно не
ота влшшя современныхъ общеетвенныхъ
вопросовъ, а ота того, что авторъ суще
ствующую действительность хотелъ заме
нить утошей, и вследствш этого заставилъ
искусство изображать
Mip'b,
существуюпцй
только въ его воображении Такимъ обра-
зомъ, вместе съ характерами, возможными,
съ лнцами всемъ знакомыми, онъ вывелъ ха
рактеры фантастичесше, лица небывалый, и
романъ у него смешался со сказкой, нату
ральное заслонилось неестественнымъ, поэзш
смешалась съ риторикой. Но изъ этого еще
нетъ причины вопить о падети искусства;
тотъ же Жоржъ Зандъ после «L e Meunier
d’A ng ibau lt» написалъ «Теверино», а после
«Изидоры»
и
«Le Péché de Monsieur An
toine»— «Лукрецда Флор1анн». Порча искус
ства вследствш влшшя современныхъ обще-
ственныхъ вопросовъ могла бы скорее обна
ружиться на талантахъ низшей степени, но
и тута она обнаруживается только въ не-
уменш отличать существующее отъ небы-
вадаго, возможное отъ невозможнагс. и