Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  599 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 599 / 734 Next Page
Page Background

428

С0ЧИНЕН1Я В. Р. БЪЛИНСКАТО.

424

еще болЕе — въ страсти къ мелодрамЕ,

къ

натянутымъ эффектамъ. Чт5

осо­

бенно хорошо въ романахъ Евгешя Сю?—

вЕрныя картины современнаго общества,

въ которыхъ больше всего видно влшнш

современныхъ вопросовъ. А чтб составляетъ

ихъ слабую сторону, нортитъ ихъ до того,

что отбиваетъ всякую охоту читать ихъ?—

Преувеличен^, мелодрама, эффекты, небы­

валые характеры въ родЕ принца Родольфа,.

—словомъ, все ложное, неестественное, не­

натуральное,—а все это выходить отнюдь

не изъ влшнш современныхъ вопросовъ, а

изъ недостатка таланта, котораго хва-

таетъ только на частности и никогда на

цЕлое произведете. Съ другой стороны, мы

можемъ указать на романы Диккенса, ко­

торые такъ глубоко проникнуты задушев­

ными симнаиями нашего времени, и кото­

рыми это нисколько не мЕшаетъ быть пре­

восходными художественными, произведе-

ншми.

Мы сказали, что чистаго, отрЕшеннаго,

безуеловнаго или, какъ говорить философы,

а б с о л ют н а г о искусства никогда и нигдЕ

не бывало. Если нЕчто подобное можно

допустить, такъ это развЕ художественный

произведенш тЕхъ эпохъ, въ который ис­

кусство было главнымъ интересомъ, исклю­

чительно занимавшими образованнейшую

часть общества. Таковы, напримЕръ, про­

изведенш живописи итальянскихъ школь

въ XVI столЕтш. Ихъ содержите, по-

видимому, преимущественно религиозное; но

это большей частью миражи, а на са-

момъ дЕлЕ предметъ этой живописи—кра­

сота какъ красота, больше въ пласти-

ческомъ или классическомъ, нежели въ ро-

мантическомъ смыслЕ этого слова. Возьмемъ,

напримЕръ, мадонну Рафаэля, этотъ chef

d ’oeuvre итальянской живописи

XVI

вЕка.

Кто не помнить статьи Жуковскаго объ

этомъ дивномъ произведенш, кто съ моло-

дыхъ лЕтъ не составить себЕ о немъ по-

нятш по этой статьЕ? Кто, стало быть, не

быль увЕренъ, какъ въ несомненной

исти

­

не

, что это произведете по превосходству

романтическое, что лицо мадонны-высо-

чайпнй идеалъ той неземной красоты, ко­

торой таинство открывается только вну­

треннему созерцашю, и то въ рЕдкш мгно-

венщ чистаго вссторженнаго вдохновенш?...

Авторъ предлагаемой статьи недавно ви-

дЕдъ эту картину. Не будучи знатокомъ

живописи, онъ не позволили бы себЕ гово­

рить объ этой удивительной картинЕ съ

цЕдью онредЕлить ея значеше и степень

ея достоинства: но какъ дЕло идетъ толь­

ко о его личномъ внечатлЕнш и о роман-

тическомъ иди неромантическомъ характе­

ре

картины,—то онъ думаетъ, что можетъ

позволить себЕ на этотъ ечетъ несколько

словъ. Статьи Жуковскаго онъ не читалъ

уже давно, можетъ быть, больше десяти

лЕтъ, но какъ до того времени онъ читалъ

и перечитывалъ ее со всЕмъ страстнымъ

увлечешемъ, со всей вЕрой молодости и

зналъ ее почти наизусть, — то и подошелъ

къ знаменитой картинЕ съ ожидатемъ уже

извЕстнаго впечатлЕнш. Долго смотрЕлъ

онъ на нее, оставлялъ, обращался къ дру-

гимъ картинамъ и снова подходилъ къ ней.

Какъ ни мало знаетъ онъ толку въ живо­

писи, но первое впечатлЕше его было ре­

шительно и определенно въ одномъ отно-

шеши: онъ тотчасъ же почувствовали, что

послЕ этой картины трудно понять достоин­

ства другихъ и заинтересоваться ими. Два.

раза были онъ въ дрезденской галлереЕ и

въ оба видЕлъ только эту картину, даже

когда смотрЕлъ на другш, когда ни на

что не смотрЕлъ. И теперь, когда ни вспо­

мнить онъ о ней, она словно стоить передъ

его глазами, и память почти замЕияетъ,

действительность. Но чЕмъ дольше и при­

стальнее всматривался онъ въ эту картину,

чЕмъ больше думадъ тогда и послЕ, тЕмъ

болЕе убЕждался, что мадонна Рафаэля и

мадонна, описанная Жуковскимъ нодъ име-

немъ рафаэлевой,—двЕ совершенно различ­

ный картины, не имЕющш между собой

ничего общаго, ничего сходнаго. Мадонна

Рафаэля — фигура строго классическая и

нисколько не романтическая. Лицо ея вы-

ражаетъ ту красоту, которая существуешь

самостоятельно, не заимствуя своего оча-

ровашя отъ какого-нибудь нравственнаго'

выражешя въ лицЕ. На этомъ лицЕ, на-

противъ, ничего нельзя прочесть. Лицо ма­

донны, равно и вея ея фигура, исполнены,

невыразимаго благородства и достоинства.

Это дочь даря, проникнутая сознашемъ и

своего высокаго сана, и своего дичнаго

достоинства. Въ ея взорЕ есть что-то стро­

гое, сдержанное, нЕтъ благости и милости,

но нЕтъ и гордости, презрЕнш, а вмЕсто

всего этого какое-то не забывающее своего

величш снисхождете. Это—какъ бы ска­

зать—id é a l su b lim e du comm e il fa u t.

Но ни тЕни неуловимаго, таинственнаго, ту-

маннаго, мерцающаго, — словомъ, романти-

ческаго; напротивъ, во всемъ такая отчет­

ливая,

ясная опредЕленность, окончен-

ность, такая строгая правильность и вЕр-

ноеть очерташй, и вмЕстЕ съ этимъ такое

благородство, изящество кисти! Релипоз-

ное созерцаше выразилось въ этой картинЕ

только въ лицЕ божеетвеннаго младенца,

но созерцате, исключительно свойственное

только католицизму того времени. Въ поло-

жеши младенца, въ протянутыхъ къ пред-

етоящимъ (разумЕю зрителей картины) р у -