Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  55 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 55 / 734 Next Page
Page Background

301

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

102

котораго должно изучать въ школахь, лото-

,раго стыдно не знать образованному рус­

скому, но который уже не можетъ быть и

для общества тймъ же, чймъ можетъ и дол-

женъ быть для людей, посвящающихъ себя

основательно изучен® родного слова, оте­

чественной поэзш. Ломоносовъ былъ предте­

чей Державина, а Державинъ—отецъ рус-

снпхъ поэтовъ. Если Пушкинъ имйлъ силь­

ное влщше на современныхъ ему и явив­

шихся после него поэтовъ, то Державинъ

имйлъ сильное влщше на Пушкина. Поэзш

не родится вдругъ, но, накъ все живое, раз­

вивается исторически: Державинъ былъ пер-

вымъ живымъ глаголомъ юной пoэзiи рус­

ской. Съ этой точки зрйнш должно опреде­

лять его достоинства и его недостатки,—и

съ этой точки зрйшя его недостатки явятся

такъ же необходимыми, какъ и его достоин­

ства. Называть Державина русскнмъ Пин-

даромъ, Анакреономъ и Горащемъ могли

только во время дЬтства нашей критики.

Пиндара, Анакреона и Горац® читаетъ весь

просвещенный мфъ на ихъ родныхъ язы-

кахъ и въ безчисленномъ множестве пере-

ложешй: въ Державине ничего не найдетъ

ни французъ, ни англичанинъ, ни немецъ.

Богатырь поэзш по своему природному та­

ланту, Державинъ, со стороны содержанш и

формы своей поэзш, замечателенъ и важенъ

для насъ, его соотечественниковъ: мы ви-

димъ въ немъ блестящую зарю нашей по­

эзш, а поэзш его—«это (какъ справедливо

сказано въ предисловш къ изданеымъ ныне

его сочиненшмъ) сама Росс® Екатеринина

века—съ чувствомъ иснолинскаго своего

могущества, со своими торжествами и за­

мыслами на Востоке, съ нововведеншми ев­

ропейскими и съ остатками старыхъ пред-

разсудковъ и поверШ,—это Росс® пышная,

роскошная, великолепная, убранная въ азшт-

сше жемчуги и камни, и еще полудикая,

полуварварская, полуграмотная, — такова

поэзш Державина во всехъ ея красотахъ и

недостаткахъ.»

Сочинены Зенеиды Р—вой.

Спб. 1843. "Четыре части.

Въ Россш женщины мало пишутъ. Впро-

чемъ, этому нечего удивляться: въ Россш и

мужчины почти совсемъ не пишутъ. Смотря

<съ этой точки зренш, вы увидите, что у

насъ женщины пишутъ именно не большей

не меньше того, сколько могутъ онй писать.

Зваше писательницы пока еще контрабанда

не у однихъ насъ. Лживый взглядъ на жен­

щину осуждаетъ ее на молчаше. Этотъ

взглядъ, запрещавший женщине выходить

изъ заколдованнаго круга простыхъ свет-

скихъ отношешй, не есть принадлежность

собственно русскаго общества: чонъ равно

принадлежитъ и просвещенному западу Ев­

ропы. Правда, тамъ, какъ и у насъ, женщи­

на давно уже прибрела право говорить пе-

чатно,—но какъ и о чемъ говорить? вотъ

вопросъ, подробное решете котораго завело

бы далеко-далеко... въ самую Азйо. Никакая

пишущая женщина въ Евроне не избегнет,

ношлыхъ намековъ и назвав® синяго чулка,

каковъ бы ни былъ ея талантъ, равно

все­

ми признанный. Никто тамъ не оспаривает,

у женщины права высказаться лечатно

и

возможности быть одаренной даже великимъ

творческимъ талантомъ; никого не оскор­

бляет. и не соблазняет, зрелище пишущей

женщины; но въ то же время едва ли кто

упустить случай, говоря о пишущей жен­

щине, посмеяться надъ ограниченностью жен-

скаго ума, более будто бы прнноровленнаго

для кухни, детской, шитья и вязанья, чемъ

для мысли и творчества. Это уже такаяТпри-

вычка у мужчинъ: если они давно перестали

бить женщинъ, то еще не отстали отъ при­

вычки грозить имъ кулакомъ или дразнить

языкомъ въ ознаменован® права своей силы.

Привычка—вторая натура, а потому отстать

отъ нея трудно. Для женщины-писательни­

цы это первое, и при томъ еще самое мень­

шее зло. Хуже всего, что она осуждена об-

щественнымъ мнешемъ на самыя невинныя

литературный занят®, именно—вечно по­

вторять старый обветшалым истины, кото-

рьшъ не верятъ даже и дгЬти, но который

темъ не менее считаются почтенными. Нельзя

употребить бблыпаго насилья надъ женщи­

ной, нельзя оказать ей болыпаго презрен®.

Конечно, ей не воспрещается закономъ быть

оригинальной и глубокой въ своихъ мысляхъ,

могущественной и великой въ творчестве,—

по крайней ыйрй на столько, на сколько не

воспрещается это закономъ мужчине-, но если

законъ оставить женщину въ покое, тогда

противъ нея действует, общественное мне­

т е . Тысячегдавое чудовище объявляетъ ее