Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  595 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 595 / 734 Next Page
Page Background

415

СОЧИНЕНТЯ В. Г. Б'ВЛИПСКАГО.

416

былъ в'Ьренъ собственной натуре, своему

таланту, своей фантазш. А ч'Ьмъ объяснить,

что одинъ любитъ изображать предметы ве­

селые, другой — мрачные, если не натурой,

характеромъ и талантомъ поэта? Кто что

любитъ, ч&мъ интересуется, то и знаетъ

лучше, а что лучше знаетъ, то лучше изо-

бражаетъ. Вотъ самое законное оправдание

поэта, котораго упрекаготъ за выборъ пред-

метовъ; оно не удовлетворительно только

для людей, которые ничего не емысдятъ въ

искусств!; и грубо смЬшиваютъ его съ ре-

месломъ. ГГрирода—вечный образедъ искус­

ства, а величайппй и бдагородн4йплй пред-

метъ въ природе — человЗжь. А разве му-

жикъ не человЬкъ?—Но что же можетъ быть

интереснаго въ грубомъ, необразованномъ

человеке? — Какъ что? — его душа, умъ,

сердце, страсти, склонности, —

слоеомъ

,

все

то же, чтб и въ образованномъ человеке.

Положимъ, послйдшй выше перваго; но

разве ботанистъ интересуется только са­

довыми, улучшенными иекусствомъ расте-

н]"ями, презирая ихъ полевые, дико-расту-

ице первообразы? Разве для анатомика и

физюлога организмъ дикаго австралМца

не такъ же интересенъ, какъ и организмъ

проев'Ьщеннаго европейца? На какомъ же

основанш искусство въ этомъ отношеши

должно такъ разниться отъ науки? А до-

томъ — вы говорите, что образованный че­

ловеки выше необразованнаго. Съ этимъ

нельзя не согласиться съ вами, но не без­

условно. Конечно, самый пустой светский че-

ловРкъ ’ несравненно выше мужика, но въ

какомъ отнотевш? Только въ свйтскомъ

образованш, а это нисколько не помЁшаетъ

иному мужику быть выше его, напримйръ,

со стороны ума, чувства, характера. Образо­

в ав^ только развиваетъ нравственный силы

человека, но не даетъ ихъ: даетъ ихъ че­

ловеку природа. И въ этой раздаче драго-

цЬннМшихъ даровъ своихъ она дМетвуетъ

слепо, не разбирая сословш... Если изъ об-

разоваиныхъ классовъ общества выходить

больше зам4чательныхъ людей, это потому,

что тутъ больше средствъ къ развитию, а

совсймъ не потому, чтобы природа была

для людей низшихъ классовъ скупее въ

раздаче даровъ своихъ. «Чему можно на­

учиться изъ книги, въ которой описывается

какой-нибудь спившийся оъ кругу горе­

мыка?» говорить еще эти аристократы

вредней руки. — Какъ чему? разумеется

не светскому обращенш и не хорошему

тону, а зианда человека въ известном^ по-

дожеши. Одинъ спивается отъ лености, отъ

дурного воспиташя, отъ слабости харак­

тера; другой — отъ несчастныхъ обстоя-

тельствъ жизни, въ которыхъ оцъ, можетъ

быть, нисколько не виноваты 1!ъ обоихъ

случаяхъ это примеры поучительные и лю­

бопытные для наблюден ¡я. Конечно, отвер­

нуться съ презретенъ отъ человека пад-

шаго гораздо легче, нежели протянуть ему

руку на утешете и помощь, такъ же какъ

осудить его строго, во имя нравственности,

гораздо легче, нежели съ учасиемъ и лю­

бовью войти въ его положенш, изсдедо-

вать до глубины причину его падешя и

пожалеть о немъ, какъ о человеке, даже

и тогда, когда онъ самъ окажется много

виноватымъ въ своемъ наденщ. Искупитель

рода человеческаго приходилъ въ м;ръ для

всехъ людей; не мудрыхъ и ' образованныхь,

а простыхъ умомъ и сердцемъ рыбаковъ

призвалъ Онъ быть «ловцами человЛ;коЕЪ>;

не богатыхъ и счастлнвыхъ, а бедныхъ,

страждущихъ, надшихъ искалъ Онъ, чтобы

одннхъ утешить, другихъ ободрить и воэ-

становить. Гнойныя язвы на 'едва при-

крытомъ нечистыми лохмотьями теле не

оскорбляли его исполненнаго любви и ми­

лосердая взгляда. Онъ—сынъ Бога, челове­

чески любилъ людей и сострадалъ имъ въ.

ихъ нищетЬ, грязи, позоре, разврате, по-

рокахъ, злодействахъ; Онъ? разрешили бро­

сить камень въ блудницу темъ, которые

ничемъ не могли упрекнуть себя въ со­

вести, и устыдили жеетокосердыхъ судей,

и сказали падшей женщине слово утёше-

нш; — и разбойники, испуская духи на

орудш заслуженной имъ казни, за одну

минуту раскаянш услышали отъ него слово

нрощенщ и мира... А мы — сыны человече­

ские—мы хотимъ любить изъ нашихъ братШ

только равныхъ нами, отворачиваемся отъ

низшихъ, какъ отъ парШ, отъ падшихъ,

какъ отъ прокаженныхъ... Кашя доброде­

тели и заслуги дали нами на это право?

Не отсутствщ ли именно всякихъ добро­

детелей и заслуги!... Но божественное слово

любви и братства не втуне огласило мщъ.

То, что прежде было обязанностью только

нризванныхъ на елужете алтарю лицъ

или добродетелью немногихъ избранныхгь

натуръ, -— это самое делается теперь обя­

занностью обществъ, служитъ признакомъ

уже не одной добродетели, но и образо­

ванности частныхъ лицъ. Посмотрите, какъ

въ нашъ векъ везде заняты все участью

низшихъ классовъ, какъ частная благо­

творительность всюду переходить въ обще­

ственную, какъ везде основываются хорошо

организованный, богатый верными сред­

ствами общества для распространения про-

свещенш въ низшихъ кдасеахъ, для по-

собш нуждающимся и страждущими, для

отвращенш и предупреждены нищеты и

ея неизбежнаго следотвш — безнравствен