Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  591 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 591 / 734 Next Page
Page Background

00ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНГйАГО.

408

быстро прюбр'Ьталъ въ общественномъ мнЬ-

híh

.

Въ самомъ

деле,

какъ ни ново было

въ свое время направлен« Карамзина,—

оно оправдывалось образцами французской

литературы. Какъ ни странно поразили

веЪхъ баллады Жуковскаго съ ихъ мрач­

ными колоритомъ, съ ихъ кладбищами и

мертвецами, — но за нихъ были имена ко-

риееевъ немецкой литературы. Сами Пуш-

тсинъ, съ одной стороны, быдъ подготовленъ

предшествовавшими ему поэтами, и первые

опыты его носили на себе легше следы ихъ

влшшя, а съ другой стороны, его нововве-

денш оправдывались общими движешемъ во

всйхъ литературахъ Европы и влшшемъ

Байрона—авторитета огромнаго. Но Гоголю

не было образца, не было лредшественни-

ковъ ни въ русской, ии въ иноетранныхъ

лптературахъ. Все теорш, всЬ предан« ли­

тературный были противъ него, потому что

онъ былъ противъ нихъ. Чтобы понять его,

надо было вовсе выкинуть ихъ изъ головы,

забыть о ихъ существоваши, — а это для

многихъ значило бы переродиться, умереть

и вновь воскреснуть. Чтобы яснее сдЬлать

нашу мысль, посмотрнмъ, въ какихъ отно-

теш яхъ находится Гоголь къ другими

русскими поэтами. Конечно, и въ тЬхъ со-

чинешяхъ Пушкина, который представля-

ютъ чузкдыя русскому

Mipy

картины, безъ

всякаго сомшйшя есть элементы руссше,

но кто укажетъ ихъ? Какъ доказать, что,

напримйръ, поэмы: «Моцартъ и Сальери»,

«Каменный Гость», «Скупой рыцарь», «Га-

лубъ» могли быть написаны только рус­

скими поэтомъ, и что ихъ не моги бы

написать поэтъ другой нацш? То же можно

•сказать и о Лермонтовы ВсЬ сочиненш Го­

голя посвящены исключительно изображе­

нию

Mipa

русской жизни, и у него нГтъ

соперниковъ въ искусстве воспроизводить

ее во всей ея истинности. Онъ ничего не

емягчаетъ, не украшаетъ, всдйдствш любви

къ идеалами, или какихъ-нибудь заранее

принятыхъ идей, или привычныхъ пристра­

щай, какъ, напримйръ, Пушкинъ въ «Оне­

гингЬ» идеализировали помещицшй бытъ.

Конечно, преобладают^ характеръ его со-

чинешй—отрицате; всякое отрицате, чтобъ

быть живыми и поэтическими, должно дЬ-

латься во имя идеала, — и этотъ идеалъ

у Гоголя такъ же не свой, т. е. не ту­

земный, какъ и у всЬхъ другихъ русскихъ

ноэтовъ, потому что наша общественная

жизнь еще не сложилась и не установи­

лась, чтобы- могла дать литературе этотъ

идеалъ. Но нельзя же не согласиться съ тЬыъ,

что по поводу сочинешй Гоголя уже нвкакъ

невозможно предложить вопроса: какъ до­

казать, что они могли быть написаны толь­

ко русскими, поэтомъ, и что ихъ не моги

407

бы написать поэтъ другой нацш? Изобра­

жать русскую действительность, и съ та­

кой поразительной верностью и истиной)

разумеется, можетъ только руссюй поэтъ-

Ж вотъ пока въ этомъ-то более всего и со­

стоим. народность нашей литературы.

Литература наша была плодомъ созна­

тельной мысли, явилась какъ нововведен«,

началась подражательностью. Но она не оста­

новилась на этомъ, а постоянно стреми­

лась къ самобытности, народности, изъ

риторической стремилась сделаться есте­

ственной, н а т у р а л ь н о й . Это стремлен«,

ознаменованное заметными и постоянными

успехами, и составляетъ смысдъ и душу

истбрш нашей литературы.- И мы, не оби­

нуясь, скажемъ, что ни въ одномъ русскомъ

писателе это стремлен« не достигло тако­

го успеха, какъ въ ГоголЬ. Это могло со­

вершиться только черезъ исключительное

обращен« искусства къ действительности, по­

мимо всякихъ идеаловъ. Для этого нужно

было обратить все внимав« па толпу, на

массу, изображать людей обыкгговенныхъ,

а ие лрштныя только исключен« изъ 'об-

щаго правила, который всегда соблазияготъ

лоэтовъ на идеализирован« и носятъ на

себе чужой отпечатокъ. Это великая заслу­

га со стороны Гоголя, но это-то люди, ета-

раго образовашя и вменяютъ ему въ вели-’

кое преступлен« нередъ законами искус­

ства. Этими онъ совершенно изменили

взглядъ на самое искусство. Къ сочине-

шямъ каждаго изъ ноэтовъ русскихъ мож­

но, хотя и съ натяжкой, приложить старое

и ветхое определен« поэзш, кькъ «укра­

шенной природы»; но въ отношети къ со-

чинешямъ Гоголя этого уже невозможно

сделать. Къ ними идетъ другое определен«

искусства — какъ воспроизведете действи­

тельности во всей ея истине. Тутъ все дело

въ т и п а х ъ , а и д е а л ъ тутъ понимается

не какъ украшен« (следовательно, ложь), а

какъ отношен«, въ который авторъ стано-

вптъ другъ къ другу созданные ими типы,

сообразно съ мыслью, которую онъ хочетъ

разнить своими, произведешемъ.

Искусство въ наше время обогнало тео­

рш. Старыя теорш потеряли весь свой кре­

дита; даже люди, воспитанные на нихъ,

следуютъ не имъ, а какой-то странной смЬси

старыхъ ггопятШ съ новыми. Такъ, напри-

мйръ, некоторые изъ нихъ, отвергая старую

французскую теорш во имя романтизма,

первые подали соблазнительный примЬръ

выводить въ романе лицъ низшихъ сосло-

вШ, даже негодяевъ, къ которымъ шли

имена Вороватиныхъ и Ножовыхъ; но они

же потомъ оправдывались въ этомъ темь,

что вместе съ безнравственными лицами

выводили и нравственный подъ именемъ