Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  590 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 590 / 734 Next Page
Page Background

4 0 5

X. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

4 0 6

Полевого, Погодина. Здесь не место раз-

суждать о томъ, кто изъ нихъ больше

сделали, чей таланта, былъ выше; мы го-

воримъ объ общемъ имъ всеми стремденш

—сблизить романъ съ действительностью,

сделать его верными ея зеркаломъ. Ме­

жду этими попытками были очень заме­

чательный, но тЬмъ не менее все оне от­

зывались переходной эпохой, стремились

къ новому, не оставляя старой колеи. Весь

успехъ заключался въ томъ, что, несмотря

на вопли староверовъ, въ романе стали

появляться лица всехъ сословгй, и авторы

старались подделываться подъ языкъ каж-

даго. Это называлось тогда н а р о д н о с т ь ю .

Но эта народность слишкомъ отзывалась

маскарадностью: русских липа низшихъ со-

словхй походили на переряженныхъ баръ,

а бары только именами отличались отъ

иностранцевъ. Нуженъ былъ гешальный

талантъ,' чтобы навсегда освободить рус­

скую поэзго, изображающую руссше нравы,

русскхй быть, изъ-подъ чуждыхъ ей влш-

шй. Пушкинъ много сделалъ для этого; но

докончить, довершить дело предоставлено

было другому таланту. Въ «Северныхъ

Цвйтахъ» на 1829 годъ явился отрывокъ

изъ романа Пушкина: «Арапъ Петра Ве-

ликаго», подъ заглавшмъ: «1У глава изъ

историческаго романа». Этотъ маленъюй от­

рывокъ былъ верхъ натуральности! Въ та­

кой тесной рамке такая широкая картина

нравовъ эпохи Петра Великаго! Но, къ со-

жалеиш, этого романа было написано всего

только шесть главъ и начало седьмой (впол­

не были напечатаны уже по смерти Пуш­

кина).

Съ появлешя «Миргорода» и «Арабе-

сокъ» (въ 1835 году) и «Ревизора» (въ

1836) начинается полная известность Го­

голя и его сильное влшше на русскую ли­

тературу. Пзъ всехъ суждешй объ этомъ

писателе, высказанныхъ почитателями его

таланта, самое замечательное и близкое къ

истине едва ли не принадлежитъ человеку,

который вовсе не принадлежитъ къ числу

его почитателей и который, какъ будто въ

какомъ-то внезапномъ вдохновенш, самъ не

зная какъ, вышелъ на минуту изъ своей

обычной колеи, которой былъ веренъ всю

жизнь, проговоривши о Гоголе слРдуюшдй

диеирамбъ:

,,ВсЬ произведенш Гоголя обнаруживаюсь въ

немъ самоуверенность, стремлеше къ самодея­

тельности, какое-то умышленное, насмешливое

пренебрежете къ прежнимъ знатямъ, опытамъ

и образцамъ, онъ

читаетъ только книгу при­

роды, изучаешь только лпръ дпйствительный;

потому е го ' идеалы слишкомъ естественны и

просты до наготы; они, по выражетю Ивана

Никифоровича, одного изъ его создан!й, явля­

ются

передъ читателемъ въ натуре. Красоты

его

создашй всегда новы, свежи, поразитель­

ны;

ошибки чуть не отвратительны {?); онъ,

какъ будто забывъ исторт, подобно древнимъ,

начинаешь новый мгрь искусствь,

вызывая его

изъ небытш въ

простонравное (?) хаотическое

(?) состоите; потому что его искусство какъ

будто не знаетъ, не понимаетъ стыдливости;

онъ—велигай художникъ, не знаюпцй исторш

и не видавший образцовъ искусства."

Въ этомъ исполненномъ лирическаго без-

порядка диоирамбЪ, безъ воли и сознанш

автора, высказана самая характеристическая

черта таланта Гоголя—оригинальность и са­

мобытность, отдичающш его отъ вейки рус-

скихъ писателей. "Что это сделано нечаянно,

по вдохновенно, доказывается и параллелью^

которую проводитъ авторъ между Гоголемъ

и—кймъ бы вы думали?—Кукольникомъ!!—

и странными, противоречащими словами и

выражешями въ самомъ диеирамбй, доказы­

вающими, что не въ волй человека даже на

минуту, и при томъ въ порыве вдохновенш,

совершенно оторваться отъ обычной колеи

своей жизни. Надо сказать, что авторъ—те­

оретики и всю жизнь провелъ въ составив­

ши и преподаванш разныхъ риторики и

шитики, который, какъ и все книги этого

рода, никогда и никого не научили сочи­

нять хорошо, но съ толку сбили многихъ.

Вотъ почему его особенно поразила въ сочи-

неншхъ Гоголя ихъ полная отрешенность и

независимость отъ всякихъ школъныхъ пра­

вить и предашй,—и если онъ не могъ, съ

одной стороны, не вменить ему этого въ за­

слугу, то съ другой—не могъ того же са-

маго не поставить ему въ заслуженный

упреки. Отсюда и увидали онъ въ сочине-

ншхъ Гоголя «ошибки чуть не отвратитель­

ный», и «простонравное хаотическое состоя-

нхе искусства». Спросите его, к а т я это ошиб­

ки—и мы уверены, что онъ прежде всего

укажетъ на будочника, который казнитъ зве­

ря на ногте (въ «Мертвыхъ Душахъ»), и

этими фактомъ подтвердить окончательно,

что Гоголь «не знаетъ исторш и не видалъ

образцовъ искусства». А между тймъ Гого­

лю, вероятно, известнее, нежели его критику,

что одна изъ известнейшпхъ галлерей въ

Европе хранить, какъ безценное сокровище,

картину великаго Мурильо, представляющую

мальчика, который съ усердхемъ и обстоя­

тельно занимается тймъ, что будочники

сде­

лали съ просонья и мимоходомъ.

Какъ бы то ни было, но действительно

влхяше теорй и шкодь было одной изъ

главныхъ причини, почему мноие сначала

спокойно, безъ всякой враждебности, ис­

кренно и добросовестно видели, въ Гоголе

не более, какъ писателя забавнаго, но три-

вшльнаго и незначительнаго, и вышли изъ

себя уже вследствш восторженныхъ по­

хвали, расточавшихся ему другой сторо­

ной, и важнаго значенш, которое

онъ