Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  592 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 592 / 734 Next Page
Page Background

409

I. КРИТИЧЕСКИ. СТАТЬИ..

410

Правдолюбовыхъ, Благотворовыхъ и т. и.

Въ первомъ случай видно было влшше но-

выхъ идей; во второмъ — старыхъ, потому

что по рецепту старой шитики необходимо

было на нйсколышхъ глуицовъ отпустить хоть

одного умника, а на нёсколькихъ негодяевъ

—хоть одного добродйтельнаго человека. *)

Но въ обоихъ случаяхъ эти междоумки со­

вершенно упускали изъ виду главное, т. е.

искусство, потому что и не догадывались,

что ихъ и добродетельный, и порочныя ли­

ца были не люди, не характеры, а ритори-

ческщ олицетворены отвлеченныхъ добро­

детелей и пороковъ. Это лучше всего объ­

ясняете, почему для нихъ теорш, правило

важнее дела, сущности: последнее недоступ­

но ихъ разуменью. Впрочемъ, отъ влшнш

теорш не всегда избегаютъ и таланты, да­

же гешальные. Гоголь нринадлежитъ къ чи­

слу немногихъ, совершенно избегнувшихъ

всякаго влшнш какой бы то ни было тео­

рш. УиМ понимать искусство и удивляться

ему въ произведеншхъ другихъ поэтовъ, онъ

тймъ не менее пошелъ своей дорогой, сле­

дуя глубокому и верному художническому

инстинкту, какимъ щедро одарила его при­

рода, и не соблазняясь чужими успехами

на подражате. Это, разумеется, не дало

ему оригинальности, но дало ему возмож­

ность сохранить и выказать вполне ту ори­

гинальность, которая была принадлежно­

стью, свойствомъ его личности и, следова­

тельно, подобно таланту, даромъ природы.

От ь итого онъ и показался для многихъ какъ

бы извне вошедшими въ русскую литерату­

ру, тогда какъ на самомъ д6лё онъ быдъ

ея необходимымъ явлешемъ, требовавшимся

всемъ предшествовавшимъ ея развитаемъ.

Влшше Гоголя на русскую литературу

было огромно. Не только все молодые та­

ланты бросились на указанный имъ путь,

но и некоторые писатели, уже прюбретпне

известность, пошли по этому же пути, оста­

вивши свой прежшй. Отеюда появдеюе

школы, которую противники ея думали

унизить назвашемъ натуральной. После

«Мертвыхъ Дупгь» Гоголь ничего не напи-

салъ. На сцене литературы теперь только

его школа. Все упреки и обвинения, кото­

рые прежде устремлялись на него, теперь

обращены на натуральную школу, и если

еще делаются выходки противъ него, то по

поводу этой школы. Въ чемъ же обвиняютъ

ее? Обвивешй не много, и они всегда одни

и те же. Сперва нападали на нее за ея,

будто бы, постоянныя наяадки на чиновни-

ковъ. Въ ея изображешяхъ быта этого со-

•*) Тогда слово

резонёръ

для комедш было

такимъ же тегническимъ словомъ, какъ и

jeune

premier,

первый любовникъ,' или

примадонна

Для оперы.

еловш одни искренно, друие умышленно

видели злонамеренный карикатуры. Съ нб-

котораго времени эти обвинены замолкли.

Теперь обвиняютъ писателей натуральной

школы за то, что они любятъ изображать

людей низкаго званы, делаютъ героями

своихъ повестей мужиковъ, дворниковъ,

извозчиковъ, ониеываютъ у г л ы , убежища

голодной нищеты и часто всяческой без­

нравственности. Чтобы устыдить новыхъ

писателей, обвинители съ торжествомъ ука-

зываюгъ на прекрасный времена русской

литературы, ссылаются ва Карамзина и Дми­

трова, избиравшихъ для своихъ сочине-

шй предметы высокие и благородные, и

приводить въ примерь забытаго теперь изя­

щества чувствительную песенку: «Всехъ

цветочковъ боле розу я любилъ». Мы же

напомнимъ имъ, что первая замечательная

русская повесть была написана Карамзи­

ными и ея героиня была обольщенная не-

тимегромъ крестьянка — Б е д н а я Ни з а...

Но тамъ, скажутъ они, в<е опрятно и чисто,

и подмосковная крестьянка не уступить са­

мой благовоспитанной б а р ы ш н е . Вотъ мы

и дошли до причины спора: тутъ виновата,

какъ видите, старая шитика. Она позво-

ляетъ изображать, пожалуй, и мужпковъ, но

не иначе, какъ одетыхъ въ театральные

костюмы, обнаруживающихъ чувства и по­

нятая, чуждыя ихъ быту, положенно и об-

разовашю, и объясняющихся такимъ язы-

комъ, которымъ никто не говорить, а темъ

более крестьяне, — языкомъ литературнымъ,

украшеннымъ «еими, оными, ■коими, таког

выми», и т. и. Да чего зке лучше: пастуш­

ки и пастушки французскихъ писателей

ХУШ века представляютъ готовый и пре­

красный образецъ для изображены рус-

скихъ крестьянъ и крестьяяокъ; берите пф-

ликомъ: вотъ вамъ и соломенный шляпы

съ голубыми и разовыми лентами, пудра,

мушки, фижмы, корсеты, юбки съ ретрус-

манами, башмаки .на высокихъ красныхъ

каблукахъ. Только въ языке держитесь ли-

тературныхъ привычекъ, потому что фран­

цузы никогда не любили щеголять обвет­

шалыми, неупотребляемыми въ разговор!

словами. Это замашка чисто русская; у насть

даже первоклассные таланты любятъ «брега,

младость, перси, очи, выю, стопы, чело, гла­

ву, глаеъ» и тому подобный принадлежно­

сти такъ-называемаго «высшаго слога». Ко­

роче: старая шитика позволяешь изобра­

жать все, чтд вамъ угодно, но только пред-

писываетъ при этомъ изображаемый иред-

метъ такъ украсить, чтобы не было ни­

какой возможности узнать, чтд вы хоте­

ли изобразить. Следуя строго ея урокамъ,

поэтъ можетъ пойти дальше проелавленна-

го Дмитр1евымъ маляра Ефрема, который