Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  583 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 583 / 734 Next Page
Page Background

392

З У 1

, СОЧИНЕНЫ В.

1

А между тЬмъ; какъ оглянется человйкъ

назадъ и пробежитъ въ своей памяти ни­

сколько такихъ годовъ, то и видитъ, что

все стало съ тйхъ поръ какъ-то не такъ,

какъ было прежде. Разумеется, тутъ у вся-

каго свой календарь, свои люстры, олим-

шады, десятилетая, годины, эпохи, иершды,

определяемые и назначаемые событшми его

собственной жизни. И потому одинъ гово­

рить: «какъ все переменилось въ послед­

и т двадцать деть!» Для другого перемена

произошла въ десять, для третьяго—въ

пять летъ. Въ чемъ заключается она, эта

перемена, не всяшй можетъ определить, но

всяюй чувствуетъ, что вотъ съ такого-то

времени точно 'произошла какая-то пере­

мена, что и онъ какъ будто не тотъ, да и

друпе не те, да не совсемъ тотъ порядокъ

и ходъ самыхъ обыкновенныхъ дЬлъ на

свете. И вотъ одни жалуются, что все

стало хуже; другы въ восторге, что все

становится лучше. Разумеется, тутъ зло и

добро определяется большей частью лич-

нымъ положенымъ каждаго, и каждый свою

собственную особу ставить центромъ со­

бытий и все на свете относить къ ней: ему

стало хуже, и онъ думаетъ, что все и для

всехъ стало хуже, и наоборотъ. Но такъ

понимаетъ дело большинство, масса; люди,

наб.иодающш и мысляшде, въ изменены

обычнаго хода житейскихъ делъ видятъ,

напротивъ, не одно улучшены или пониже­

т е ихъ собственнаго положены, но изме­

нены понятай и нравовъ общества, следова­

тельно, развиты общественной жизни. Раз­

витая для нихъ есть ходъ впередъ, следо­

вательно, улучшены, успехъ, п р о г р е с с ъ .

Фельетонисты, которыхъ у насъ теперь

развелось такое множество, и которые, по

обязанности своей еженедельно разеуждать

въ газетахъ о томъ, что въ Петербурге

погода постоянно дурна, считаютъ себя

глубокими мыслителями и глашатаями ве-

ликихъ истинъ,—фельетонисты наши очень

не взлюбили слово «прогресеъ» и пресле-

дуютъ его съ темъ остроушемъ, котораго

неоспоримую и блестящую славу они де­

лить только съ нашими же водевилистами.

За что же слово «прогресеъ» навлекло на

себя особенное гонеше этихъ остроумныхъ

господь? Причинъ много разныхъ. Одному

слово это не любо потому, что о немъ не

слышно было въ то время, когда онъ былъ

молодъ и еще какъ-нибудь и смогъ бы по­

нять его. Другому потому, что это слово

введено въ употреблены не нмъ, а другими,

»—людьми, которые, не пишутъ ни фельето-

новъ, ни водевилей, а между тЬмъ имеютъ

въ литературе такое влшше, что могутъ

вводить въ употреблены новыя слова. Треть­

ему это слово противно потому, что оно

■; БИ ШНСКАГО;.

вошло въ употреблены безъ его ведома?

спросу и совета, тогда какъ онъ убежденъ?

что безъ его участая ничего важнаго не

должно делаться въ литературе. Между эти­

ми господами много большихъ охотниковъ

выдумывать что-нибудь новое, да только это

никогда имъ не удается. Они и выдумы-

ваютъ, да все не впопадъ, и все ихъ но-

вовведенш отзываются чаромутаемъ и воз-

буждаютъ смехъ. Зато, чуть только кто-ни­

будь скажетъ новую мысль или употребить

новое слово, имъ все кажется, что вотъ эту-

то мысль иди это-то слово они и выдумали

бы непременно, если бы ихъ не упредили

и такимъ образомъ не перебили у нихъ слу­

чая отличиться нововведетемъ. Есть между

этими господами и таюе. которые еще не

пережили эпохи, когда человекъ способенъ

еще учиться, и, по летамъ своимъ, могли

бы понять слово «прогресеъ», такъ не мо­

гутъ достичь этого по другимъ «не зави-

сящимъ отъ нихъ обстоятельствами. П]ж

всемъ нашемъ уважении къ господамъ

фельетонистамъ и водевилистамъ и къ ихъ

доказанному блестящему остроумно, мы не

войдемъ съ ними въ сноръ, боясь, что бой

былъ бы слишкомъ ре равенъ, разумеет­

ся—для насъ... Есть еще особенный родъ

враговъ «прогресса»; это—люди, которые

темъ сильнейшую чувствуютъ къ этому

слову ненависть, чемъ лучше понимаютъ

его смыслъ и значены. Тутъ уже ненависть

собственно не къ слову, а къ идее, кото­

рую оно выражаетъ, и на невинномъ слове

вымещается досада на его значены. Имъ,,

этимъ дюдямъ, хотелось бы уверить и себя,

и другихъ, что застой лучше движении, ста­

рое всегда лучше новаго, и жизнь заднимъ

числомъ есть настоящая, истинная жизнь,

исполненная счастья и нравственности. Они

соглашаются, хотя и съ болыо въ серд­

це,

что мфъ всегда изменялся и никогда

не стоядъ долго на точке нравственнаго

замерзания; но въ этомъ то они и видятъ.

причину всехъ золъ на свете. Вместо вся-

каго спора съ этими господами, вместо вся-

кихъ доказательствъ и доводовъ противъ

нихъ, мы скажемъ, что это—к и т а й ц ы ...

Такое названье решаетъ вопросъ лучше

всякихъ изследовашй и разсуждешй...

Слово «прогресеъ» естественно должно

было встретить особенную непршзнь къ

нему со стороны пуристовъ русскаго язы­

ка, которые возмущаются веякимъ вно-

страннымъ словомъ, какъ ересью или рас-

коломъ въ ортодокеш родного языка. По­

добный пуризмъ имеетъ свое законное и

дельное основаны; но темъ не менее онъ—

односторонность, доведенная до последней

крайности. Некоторые изъ старыхъ писа­

телей, не любя современной русской лите-