Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  578 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 578 / 734 Next Page
Page Background

$ 8 1

СОЧИНЕНЫ В. Г. в-ьлИНОКА.ГО.

382

способности понимать легко и поверхностно,

и что ничто не помешало развитие его

способностей, съ такимъ блескомъ обнару-

женныхъ имъ при защите славянофильства.

Да, Вйлинсщй охотно уступает!, ему и са­

мобытность, и глубокость понимания, осо­

бенно предметовъ, недоступныхъ разумен ¡го

другихъ, напр., того, что Гоголь сделался

живописцемъ пошлости вследствю личной

потребности внутренний) очищены: словомъ,

Велинсшй охотно уступаете своему про­

тивнику все, чт5 онъ у него отиялъ; но,

къ величайшему своему прискорбно, взам'Ьнъ

этого, иикакъ не можете признать въ немъ

того, чтб онъ такъ великодушно, хотя и

вовсе непоследовательно, призналъ въ немъ,

т. е. эстетическаго чувства. БЬлинсшй при­

знаете вполне оригинальность, глубину и

силу мпстическаго воззрГшя въ еужденш

критика «Москвитянина* о Гоголе; но ни-

какъ не можетъ сказать того же о его

эстетическомъ воззреши на Гоголя и на

натуральную школу. Белинскому странно

только, что его противникъ могъ найти

въ немъ эстетическое чувство, когда всл'Ьдъ

затГмъ же онъ говорить, что онъ, БЬ-

линсюй, былъ всегда подъ чужой мыслью,

съ тГхъ поръ какъ явился на попршцф

критики. Да зачЪмъ же эстетическое чув­

ство тому, кто определяете достоинство

изящныхъ произведен^ съ чужого голоса,

кто чужой мысли не умеете провести черезъ

себя самого и претворить ее въ свою соб­

ственную? И какъ въ критикахъ такого

человека заметить эстетическое чувство?

Далее критикъ «Москвитянина» обвиняете

Вединскаго въ отеутствш терпимости, спра­

ведливо приписывая это его привычке мыс­

лить чужимъ образомъ мыслей. Велинсшй,

съ своей стороны, видите несомненное до­

казательство мыслительной самобытности

М.... 3.... К.... въ его терпимости, которую

такъ умилительно обнаружили онъ при

суждет и о натуральной школе и о своихъ

противникахъ, Кавелине и Белинскомъ.

Что же касается до того, что М.... 3.... К....

осудили Белипскаго на вечную неразви­

тость способностей,—Белпнсый нисколько

не удивляется благородной умеренности и

изящной вежливости такого о немъ отзы­

ва: ему же не въ первый разъ встречать

подобный противъ себя выходки въ «Москви­

тянине». Чего тамъ не писали о демъ? И

что онъ ничему не учился, ни о чемъ не

имеете поняты, не знаете ни одного ино-

страннаго языка, и т. п. Въ начале прош­

лаго года Велинсшй собирался издать

огромный литературный сборники; объ

этомъ намерили слегка было намекнуто

въ числ'Ь другихъ дитературныхъ едуховъ

въ «Отечественныгь Запиокахъ». И что

же?—въ «Москвитянине» всдЬдъ затемъ

было напечатано, что въ Петербурге из­

дается огромный альманахи съ картинка­

ми, съ цыганскими хорами и плясками я

т. п. Тутъ, впрочемъ, нечему удивляться:

въ подобныхъ выходкахъ славянофилы не

более, какъ верны началу своего учены,

т. е. сдедуютъ теми неиспорченными влш-

шемъ лукаваго Запада нравами, которыми

они такъ удивляются, и которые къ ихъ

еожалЪнш давно уже исчезли на Руси, ио

которые при ихъ помощи, будемъ надеять­

ся, еще воротятся къ нами... Но пока

Бе-

линсшй не видитъ никакой нужды горячо

спорить за себя съ такими противниками,

или прибегать въ споре къ ихъ средствами.

Да и къ чему? Публика и сама сумеете

увидеть разницу между человекомъ, у кото-

раго литературная деятельность была при-

звашемъ, страстью, который никогда ие от­

деляли своего убеждены отъ своихъ инте-

ресовъ, который, руководствуясь врожден­

ными инстинктомъ истины, имели больше

влшшя на общественное мнеяш, чемъ многш

изъ его действительно ученыхъ противниковъ,

—и между какими-нибудь баричемъ, который

изучали народи черезъ своего камердинера

и думаете, что любить его больше другихъ,

потому что сочинили или приняли на веру

готовую о немъ мистическую теорда, ко­

торый между служебными и светскими

обязанностями занимается также и лите­

ратурой, въ качестве диллетанта, и изъ

году въ годъ высиживаете по статейке,

имея вдоволь времени показаться въ ней

умными, учеными л, пожалуй, талантли­

выми... Въ наше время таланте сами по

себе не редкость; но онъ всегда былъ и

будете редкостью въ соединены съ страст­

ными убеждешемъ, съ страстной деятель­

ностью, потому что только тогда можетъ

онъ быть действительно подезенъ обществу.

Что касается до вопроса, сообразна ли съ

способностью страстнаго, глубокого убежде­

ны способность изменять его, онъ давно

решенъ для всехъ техъ, кто любить истину

больше себя и всегда готовь пожертвовать

ей своими самолюбымъ, откровенно при­

знаваясь, что онъ, какъ и друпе, можетъ

ошибаться и заблуждаться. Для того же,

чтобъ верпо судить, легко ли отделывался

такой человеки отъ убеждетй, которыя

уже не удовлетворяли его, и переходили къ

новыми, или это всегда бывало для него

болезненными процессомъ, стоило ему горь-

кихъ разочаровашй, тяжелыхъ сомне и:й,

мучительной тоски,—для того, чтобы суд) т е

объ этомъ, прежде всего надо быть уве­

ренными въ своемъ безприетрастш и доб[ о-

совестности...

Говоря выше о ГоголЬ и натург лъш й