Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  580 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 580 / 734 Next Page
Page Background

3 8 5

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

ООО

за ихъ направлен^, нисколько не опасное

для него, а чтобы прекратить сцены, несо­

гласный съ общественнымъ приличшмъ.

¿Задо сказать, что въ ГГарижй есть нйкто

Товьянсюй, выданищй себя за пророка и

чудотворца, который призванъ, когда на-

станетъ время, устроить къ лучшему дйла-

сего мща. Мицкевичъ увйровалъ въ этого

шарлатана,—что доказываете, что у него

натура страстная и увлекающаяся, вообра­

женье пылкое и наклонное къ мистицизму,

но голова слабая. Отсюда учете -его но­

сите вазвате мессшнизма или товьяниз-

ма, и ему слйдуютъ нисколько десятковъ

чедовйкъ "изъ поляковъ. Когда разъ на

лекцщ Мицкевичъ въ фанатическомъ вдох-

новеши спрашивалъ своихъ слушателей,

вйрятъ ли они новому меееш, какая-то

восторженная женщина бросилась къ его

ногамъ, рыдая и восклицая: «вйрю, учитель!»

Воте случай, по которому прекращены лек-

пди Мицкевича, и о нихъ теперв вовсе за­

были въ Парижй. Вообще въ Евронй мало

заботятся о чужихъ вопросахъ и чужихъ

дйлахъ, потому что у всйхъ много свопхъ

и вей заняты ими. Это особенно относится

къ французами; для нихъ вей другш страны

существуютъ только по отношению къ Фран­

ции. Можетъ-быть, поэтому въ ихъ журналахъ

можно находить болйе или менйе вйрныя

извйетш только объ Англш, Испаши и

Италш: онй къ нимъ ближе и больше свя­

заны съ ними политически. Говорятъ въ

Парижй и о Росеш, но отнюдь . не потому,

что это славянская земля, а потому, что это

великое и могущественное государство съ

огромными влшшемъ въ сферй европейской

политики.

И вотъ на какихъ фактахъ славянофилы

основываютъ важность своего ученш! Но

вотъ еще примйръ, какъ трудно, какъ не­

возможно понимать ихъ. Кавединъ сказали,

что на новгородскомъ вйчй «дйла рйша-

лись не по большинству голосовъ, не еди­

ногласно, а какъ то неопредйденно, сообща».

Эги слова объясняются цйлымъ взглядомъ

Кавелина на новгородскую общину, какъ

чуждую всякаго прочнаго основанш и по­

тому неспособную развиться ни въ какую

государственную форму. М.... 3.... К.... воз­

ражаете на это, что въ Новгородй было

д в о е в л а с т е е , 'и что идеалъновгородскаго

быта можно опредйлить, какъ согласш князя

съ вйчемъ. Этимъ онъ хочетъ указать на

особенности славянскаго общиянаго* начала,

составляющаго краеугольный камень сла­

вянофильства. Но пзъ его словъ видно, что

особеннаго и оригинальнаго въ этомъ бытй

ничего не было, что онъ отзывается ка­

рикатурой на нынйшшя конститущонныя

монархш, основа которыхъ - двоевлаетш, и

Соч.

Б

ълинскаго

.

Т. 1У.

, идеалъ—согласье короля съ палатой. Кри­

тики «Москвитянина» прибавляете, что рйд-

кш минуты этого согласия князя съ вйчемъ

представляютъ апогей новгородскаго быта,

но признается, что оно осуществлялось

только иногда, и то не надолго. Чтб же

тута было особенно любовнаго, согласнаго,

общиннаго, по любимому выражение славяно-

филовъ? Въ возраженш на слова Кавелина

критики «Москвитянина» замйчаетъ. что

«способъ рйшенш по большинству запечат-

лйваетъ распадеше общества на большин­

ство и меньшинство и разложеше обшин-

наго начала; вйче, выражеше его (общин­

наго начала), нужно именно для того, чтобы

примирить противоположности, цйль его—

вынести и спасти единстве; отъ этого вйче

обыкновенно оканчивается в ъ . лйтописяхъ

формулой: «снидошася вси въ любовь».

Скажите, Бога ради, есть ли, можете ли

быть въ какомъ бы то ни было совйщатель-

номъ правленш другой способъ рйшенш во-

проеовъ, кромй какъ по большинству голо­

совъ? Утверждать это — значите смйятьея

надъ здравыми смысломъ. Что на новгород­

скомъ вйчй случалось бывать единодушному

рйшенш вопросовъ, безъ всякаго противорй-

чащаго меньшинства—это не диво; это слу­

чается, даже не рйдко, и въ представи-

тельныхъ камерахъ конститущонныхъ го-

сударствъ нашего времени; тймъ чаще это

могло случаться въ массй народа, вездй

наклоннаго къ мгновенному единодушному

увлечен]ю и порыву, какъ въ добрй, такъ

и въ злй. Также часто могло случаться,

что меньшинство являлось слишкомъ ни­

чтожными, чтобы спорить съ болыпинствомъ,

и часто соглашалось съ нимъ не по убй-

жденш, а изъ опасешя хлебнуть волховской

водицы. Извйстно, что въ случай раздйле-

нш мнйшй на половины равныя или почти

равный бывали драки и побоища, доставляв­

ши! Волхову обильную добычу; которая

сторона побйждала, та и рйшала вопроси.

И потому его рйшенш все-таки всегда ,за-

впейло отъ большинства или по крайней

мйрй отъ перевйса физической силы. Но

Кавелинъ были правь, сказавши, что дйла

рйшались на’ вйчй не по большинству голо­

совъ: онъ хотйлъ этимъ указать на отсутствш

баллотировки или другой какой-нибудь по­

стоянной, неизмйнной, коренными закояомъ

опредйленной формы для обнаруженш боль­

шинства, а потому и прибавили: «а какъ-

то совершенно неопредйленно, сообща», т.-е.

безтолково и нелйпо, какъ прилично общинЬ

чисто патршрхальной, совершенно чуждой

юридическаго элемента. И такш общины

были совсймъ не у однихъ славянскихъ

племени, какъ увйряютъ славянофилы, а

были и у вейхъ племени и народовъ въ

13