Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  575 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 575 / 734 Next Page
Page Background

С0ЧИНЕН1Я В . Г . БЪЛИНСКАГО.

376

375

позволили себе сделать такую несообраз­

ность, впасть въ такое противореча съ

самимъ собой, несмотря на всю нелюбовь

его къ подобнымъ противоречшмъ

по

крайней мер-Ь въ другихъ, онъ все же бы

долженъ былъ представить хоть какш-ни-

будь доказательства въ подтверждена сво­

его мненш, вместо того чтобы ограни­

читься только издожешемъ своего мнЬнш.

н е т ъ ничего легче, какъ доказывать об­

щими положеншми безъ прпменешй ихъ къ

подробноетямъ

обсуживаемаго

предмета.

Этакъ легко доказать, что не только нату­

ральная школа, но и любая литература ни­

куда не годится; но подобная манера дока­

зывать убЬдительна только для доказы-

вающаго, больше ни для кого. Правда,

критики сослался на три произведенш на­

туральной школы: «Деревню», «Родствен­

ники» и «Помещики»; но, во-первыхъ, на­

туральная школа состоитъ не изъ трехъ

же только этихъ произведен^, а во-вто-

рыхъ, онъ только назвали ихъ дурными,

не приведя нпкакихъ доказательствъ, в е ­

роятно, думая, что ему стоить только ска­

зать то или другое, чтобы ему все пове­

рили безусловно. Правда, онъ распростра­

нился о «Деревне», но изъ его диктатор-

скихъ возгласовъ противъ этой повести

видно только то, что ему не нравится ея

направлен^, а не то, чтобы оно действи­

тельно было дурно. Нетъ, если онъ хо­

тели, почему бы то ни было, уничтожить

натуральную школу, ему бы следовало,

оставивъ въ стороне ея направлена, ея,

какъ онъ вежливо выражается, клеветы

на общество, разобрать главный ея произ­

веденья на основанш эстетической критики,

чтобы показать, какъ мало или какъ во­

все не соответствуютъ они основными тре-

бованшмъ искусства. Тогда уже и ихъ на-

правлеше само собой уничтожилось бы, по­

тому что когда произведете, претендую­

щее принадлежать къ области искусства,

не выполняетъ его требовашй, тогда оно

ложно, мертво, скучно, и не спасетъ его

никакое направленш. Искусство

можетъ

быть органомъ известныхъ идей и на-

правлешй, но только тогда, когда оно —

прежде всего искусство. Иначе его произ-

веденш будутъ мертвыми аллегоршми, хо­

лодными диссертацшми, а не живымъ вос-

произведешемъ действительности. ТЬмъ бо­

лее обязанъ былъ сделать это наши критики,

что онъ особенно заботится о чистомъ искус­

стве, объ искусстве, какъ искусство. Но

онъ предпочелъ упомянуть, и то вскользь,

о трехъ только произведеншхъ натуральной

школы, а обо всехъ другихъ умалчиваетъ

и, кроме Григоровича, не назвали по имени

ни одного изъ ея представителей.

На все на эго у него были свои причи­

ны. Они, вероятно, чувствовали, что, пу­

стившись въ настоящую критику произве-

деЕПЙ натуральной школы, онъ принужденъ

былъ бы найти въ ней что-нибудь и хоро­

шее, что было вовсе несообразно съ его

намеретемъ; потоми онъ не моги бы из­

бежать выписокъ, а оне могли бы доказы­

вать совершенно противное его доказатель­

ствами. Называя по именами писателей

натуральной школы, онъ этими показали бы,

что не шутитъ своими дГломъ и не смот-

ритъ на отношешя, въ который могла бы

его поставить его откровенность ко столь­

кими лицами. Гораздо спокойнее было ему

назвать только одного, да намекнуть еще

на двухъ: остальные не въ праве считать

себя въ числе подпавшихъ его нападками:

при случае мояшо сказать ими, что онъ не

относитъ ихъ къ .натуральной школе. Но

подобный недоговорки и уклончивость ни­

когда не разъясняютъ дела, а только уси-

ливаютъ и усложняютъ недоразуменш, и по­

тому мы иросимъ нашего критика отве­

тить нами прямо и откровенно: неужели

онъ и въ самомъ деле не видитъ никакого

таланта, не признаетъ никакой заслуги въ

такихъ писателяхъ,

каковы, напримеръ:

Нугансюй (Даль), авторъ «Тарантаса», ав-

торъ повести <Кто виноватъ?», авторъ

«Б&дныхъ Людей», авторъ «Обыкновенной

Истории», авторъ «Записокъ Охотника»,

авторъ «Последняго Визита», о которыхъ

онъ не почелъ за нужное упомянуть? По­

томи; неужели онъ и въ самомъ деле ни

во что ставить успйхъ произведший нату­

ральной школы иди думаетъ уверить насъ,

что онъ его не видитъ и не признаетъ?

Каше журналы пользуются наибольшими

успехомъ, если не

т Ь ,

въ которыхъ поме­

щаются произведенш натуральной школы,

и которыхъ направлеше совпадаетъ съ на-

правлешемъ этой школы? Скажемъ боль­

ше: безъ этихъ произведший натуральной

шкоды теперь невозможенъ успехи ника­

кого журнала. Или критики нашъ не шутя

считаетъ русскую публику до сихъ поръ

несовершеннолетней,

какимъ-то

недорос-

лемъ, который шагу не можетъ сделать

безъ кришческихъ нянекъ, и потому поне­

воле допускаетъ ихъ сбивать его съ толку

направляя то въ ту, то въ другую сторо­

ну? Это действительно было въ эпоху без­

условной веры въ имена и авторитеты; но

этого давно уже нетъ. Критика, слава Бо­

гу, давно уже изъ журнадовъ перешла въ

публику, сделалась общественными мне-

шемъ. Судьба книги или какого-нибудь ли-

терагурнаго произведенш уже давно не

зависитъ отъ произвола всякаго, кто толь­

ко вздумаетъ ее поднять или уронить, Мо-