Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  54 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 54 / 734 Next Page
Page Background

99

СОЧПНЕНШ В. Г. БЫИНСКАГО.

100

И однако жъ въ стихотворешяхъ того же

Державина есть места, довазывающш, что

онъ очень невысоко цЬнилъ поэзш и свое

поэтическое призваше. Такъ, въ оде «Фе­

лина» онъ говорить:

Поэзш тебе любезна,

Прштна, сладостна, полезна:

Вакъ лптомъ вкусный лимонадъ.

Б ъ оде «Мой Истуканъ» онъ говорить:

. . . . Мои безделки

Безумно столько уважать,

и если считаетъ себя достойнымъ мрамор-

наго бюста, то разве за. то, что воспевали

«Фелину», а не за то, какъ восп'Ьвалъ ее,

следовательно, за предмета, а не за таланта

пЬснонЬтй. Такпхъ места много можно найти

въ его стихотворешяхъ. Сверхъ того извЬст-

но вс/Ьмъ, — да и есть стихотвореше, под­

тверждающее этотъ факта («Храповицко­

му»),— что Державинъ свое чиновническое

поприще считалъ выше, т. е. д Ь л ь н Ь е

своего поэтическаго поприща.

Но чтб все это доказываетъ? то ли, что

Державинъ былъ измЬнчпвъ въ своихъ мнЬ-

ншхъ, или что онъ только въ стихахъ, а не

на дЬлЬ высоко думалъ о стихотворстве?

Ни то, ни другое! Въ этомъ видна нерЬши-

тельность, неопределенность идеи поэзш въ

то время. Державинъ действительно въ раз­

ный времена думалъ о ней розно: то при-

ходилъ въ восторгъ отъ своего призвашя,

гордясь имъ въ свЬтломъ и вдохновенномъ

созданш, то погружался въ уныше при мы­

сли о немъ, стыдясь его, какъ пустой заба­

вы. Въ первомъ случай скрывалась его глу­

боко-поэтическая натура, во второмъ—вы­

сказывалось въ немъ общество нашего вре­

мени. Теперь всяюй посредственный писака

съ гордостью говорить о себЬ, что онъ—ли-

тераторъ или поэта, и находить добродуш-

ныхъ людей, которые, даже и подсмеиваясь

надъ нимъ, все-таки увиваются подле него,

чтобъ при случае похвастать своимъ зна-

комствомъ или пршзнью съ дитераторомъ н

поэтомъ. Истинный таланта теперь везде и

всегда смело можетъ назвать себя по имени;

а гешй въ области поэзш теперь — сила и

власть въ сфере общественнаго мненш. Но

это сделалось не вдругъ, а постепенно. Дер­

жавинъ не имелъ враговъ своему таланту:

ему не могли простить не таланта, котораго

не понимали, а нодученныхъ имъ знаковъ

почестей. Среди невёждъ и умному человеку

легко можетъ пргйти въ голову мысль: ужъ

не онъ ли глупъ, и не эти ли люди умны,

ибо какъ же могута ошибаться все, и быть

правь одинъ?..

Вотъ откуда происходили противореча!

Державина въ его поняияхъ о поэзш. Это

можетъ служить ключомъ и ко множеству дру-

гихъ его противореча. На иную прекрас­

ную оду его можно насчитать несколько

плохихъ, какъ будто написанныхъ въ опро-

вержеше первой. Причина этого та, что

не было общества, не было общественнаго

мненш, — были только умныя личности, из­

редка сталкивавшшся другь съ другомъ на

необъятномъ пространстве. Всякая истин­

ная поэзш есть идеальное зеркало действи­

тельности, а разумная сторона действитель­

ности того времени выражалась только въ

некоторыхъ людяхъ, близкихъ къ монархи­

не; но несколько людей не составляюта об­

щества. Мы видели, что въ поэзш Держа­

вина отразился ХУШ векъ, односторонне и

слабо отразпвпййся на высшемъ круге рус-

скаго общества, — круге, съ которымъ все

остальное не имело ничего общаго, вичемъ

не было связано, а этого было слишкомъ

мало, чтобъ дать Такое содержите поэзш,

которое упрочило бы за ней безсмертое,

сообщивъ ей неумирагощШ отъ перемены

нравовъ и отношешй интересъ. Мы видели,

что Державинъ понималъ великую монар­

хиню и верно изобразили ее въ нескодь-

кихъ чертахъ; но онъ выразили свое по­

нятое о ней, а не понятое целаго общества,

которое не умело понимать гйхъ благи, ко­

торыми пользовалось,—и потому мы дивимся

образу Екатерины только въ немногихъ сти­

хотворешяхъ Державина, и именно только въ

техъ, где изображали онъ ее подъ именемъ

Фелицы. Ода его «Фелица» превосходна

и

въ целомъ, и въ частностяхъ; такъ же пре­

красно «Видеше Мурзы»; но въ «Изобра­

жен^ Фелицы» прекрасны только некоторый

строфы. Торжественный оды его потеряли

весь свой интересъ для нашего времени.

Такъ-называемыя анакреонтичесшя оды Дер­

жавина свидетедьствуютъ о его артисти­

ческой натуре; но ни содержите ихъ, все­

гда одностороннее и не глубокое, ни ихъ

форма, всегда невыдержанная въ целомъ г

пленяющая только частностями, тоже не мо-

гутъ быть предметомъ эстетическаго насла-

жденш въ наше время. Драматические опыты

его не стоять и упоминовешя.

Мы уже доказали въ первой статье, что въ

эстетическомъ отношешй поэзш Державина

представляета собой богатый зародыши ис­

кусства, но еще не есть искусство. Это блестя­

щая страница изъ исторш русской поэзш, но

еще не самая поэзш. Питая даже дучшш оды

Державина, мы должны делать надъ собпй

усилш, чтобъ стать на точку зренш его вре­

мени относительно поэзш, и должны на­

учиться видеть прекрасное во многомъ, чтб

въ то время казалось безусловно прекрас­

ными. Итакъ, Державинъ и въ эстетиче­

скомъ отношешй есть поэта историчестй,