Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  574 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 574 / 734 Next Page
Page Background

3 7 3

1. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

374

подражающей ему. Но далее: новейшая

французская литература приняла въ себя,

какъ основное двигательное начало,—оду­

шевление страсти; какъ цель—возбужде­

н а страсти; а страсть, по мюЬнш нашего

критика, оскверняетъ все то, во чтб ее

вм4шиваютъ. Мы думали доселе, что, на-

противъ, страсть есть источники всякой

живой, плодотворной деятельности, что ею

сделано все великое и прекрасное, и что

зло не въ страсти вообще, а въ дурныхъ

страстяхъ; но что безъ страстей вообще

житейское море такъ же бы чуждо было

всякаго движешя, какъ водяное море безъ

ветровъ. Иные люди нападаютъ на стра­

сти оттого именно, что сами слишкомъ

страстны, что устали и измучились волне-

шемъ страстей. Друпе же потому, что во­

все ихъ не знаютъ и сами не ведаютъ, за

что на нихъ сердятся. Всяше бываетъ лю­

ди и всякш страсти. У иного, напримеръ,

всю страсть, весь паеосъ его натуры со-

ставляетъ холодная злость, и онъ только

тогда бываетъ уменъ, талантливъ и даже

здоровъ, когда кусается.

Итаки, это дёло решенное, не подлежа­

щее никакому сомн'Ьнш, что сущность но­

вейшей французской литературы—«клевета

на действительность, въ смысле преувели-

ченш темныхъ ея сторонъ, допущенная для

поощрешя къ совершенствование.» «Стре-

млеше, (прибавляетъ нашъ критики) въ ос­

нове своей благородное, похвальное, но

созданное ложно и потому безплодное.»

Однако жъ не думайте, чтобы натуральная

школа ужъ ничемъ не отличалась отъ

французской литературы: у нея содержите

свое, нацюнадьное, разработанное Гого-

лемъ. Чтб за путаница! Какъ истина-то,

противъ воли нашего критика, сама про­

бивается наружу сквозь непроходимую ча­

шу умышленно наплетенныхъ клеветъ, съ

благородной целью если не исправить сво-

ихъ литературныхъ противниковъ, то хоть

насолить ими! Какъ ни припутываетъ онъ

къ натуральной школе французскую сло­

весность, а все-таки только одинъ Гоголь

является въ прямомъ отношеши къ ней.

Какъ ни бились мы, чтобы понять, чемъ,

по мненш нашего критика, разнится на­

туральная школа отъ Гоголя, а поняли въ

его словахъ только то, чтб давно хорошо

понимали и безъ него, т. е. что Гоголь да­

леко выше всехъ своихъ последователей.

Зпачитъ, преступлеше натуральной школы

состоитъ только въ томи, что таланты ея

представителей ниже таланта Гоголя. Да,

это вина! Мы пропускаемъ юмористическую

характеристику натуральной школы, сде­

ланную критикомъ

«Москвитянина*

съ

целью показать всю ничтожность, пустоту

и пошлость натуральной школы. Въ этой

характеристике онъ обнаружилъ бездну то­

го остроухой, которое такъ и блещетъ въ

его сравненш французской соцтльпой ли­

тературы съ лавкой приказчика. Онъ гово­

рить, что произведен^ натуральной шко­

лы—пародщ на созданные Гоголемъ типы,,

карикатуры и клевета на действитель­

ность, что ея пршмы всегда одни и те же,

характеры бледны и безцветны, интрига

завязывается слабыми узломъ, такъ что

всяшй разсказъ можно на любомъ месте

прервать и также тянуть до безконечности,

и что всеми этими достигается побочная

цель, а именно: наводится нестерпимая

скука на читателя. Далее онъ говорить

положительно, что влшше натуральной шко­

лы безвредно, потому что ничтожно. Эта

мысль даже повторена; въ другомъ месте

критики говорить, что писатели нелюбимой

ими школы впали въ односторонность «имен­

но потому, что у насъ односторонность не­

винна и безопасна, что самое ваправлеше

есть плоди подражашя, а не действптель-

ныхъ потребностей общества, и потому за-

бавляетъ его или наводить на него скуку,

не задевая за живое.» Наконецъ, что на­

туральная школа не поддержана ни одними

сильными талантомъ, что ей не поддался

ни одинъ даже второклассный талантъ,

е

что она должна исчезнуть такъ же скоро

и случайно, какъ она возникла.

Ноложимъ, все это справедливо; но въ

такомъ случае изъ чего же вы горячи­

тесь, зачемъ безпрестанно пишете о нату­

ральной школе, ни на минуту не сводите съ

нея вашего тревожнаго вниманш, посвя­

щаете ей целыя длинныя статьи, похожш

на горькш жалобы, если еще не на что-то

худшее?.. Воля ваша, а тутъ есть странное

противореча, которое можно объяснить

только разве теми, что къ этому вопросу

примешалась та страсть, которой влшше

критики находить столь дурными. Стоить

ли толковать о пустякахъ, о вздоре,—

словомъ, о литературныхъ произведешяхъ,

который клевещуть на общество, даже

не по злонамеренности, напротивъ, съ

добрыми и благородными намерешемъ, а

потому, что они не самобытны, на по­

ловину подражаютъ Гоголю, перенимая

его односторонность и недостатки, на по­

ловину—новейшей французской литерату­

ре, перенимая

у

ней преувеличены и не­

добросовестное искажете действительно­

сти,—о" литературныхъ произведешяхъ, чу-

ждыхъ всякаго достоинства, не ознамепо-

ванныхъ талантомъ, способныхъ наводить

только скуку, и потому самому безвредны'л>

и ничтожныхъ, несмотря на ложное ихъ

ваправлеше? Но если уже нашъ критики