Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  570 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 570 / 734 Next Page
Page Background

365

I. КРПТПЧЕСК1Я СТАТЬИ.

366

врипасовъ, и каждый изъ нихъ только

этимъ и занимался всю жизнь, и никого изъ

нихъ не обвиняли за это, а въ области по-

эзш отнимаютъ у художника эго право. То,

скажутъ, живопись, а то поэзш. Но в'Ьдь

то и другое, несмотря на все ихъ разли­

чи, равно искусство, а основные законы

искусства—одни и й же во веЬхъ искус-

ствахъ. Не вЕрю -я эстетическому чувству

и вкусу гЬхъ людей, которые съ удивлеш-

емъ останавливаются передъ Мадонной Ра­

фаэля и съ презрГшемъ отворачиваются

отъ картинъ Теньера, говоря: «это проза

жизни, пошлость, грязь»; но такъ же точно

и не в£рго я и эстетическому смыслу гЬхъ,

которые съ некоторой иронической улыб­

кой посматриваютъ на Мадонну Рафаэля,

говоря: «это идеалы, то, чего нЬтъ въ на-

турй!» и съ умилешемъ смотрятъ на карти­

ны Теньпра, говоря: «вотъ натура, вотъ ис­

тина, вотъ действительность!» Для этихъ

людей не еуществуетъ искусства; новая фор­

ма—и они не узнаютъ его, какъ маленьшя

дЬти не узнаютъ знакомагс имъ человека,

потому только, что онъ на сюртукъ надЬлъ

шинель, въ которой они никогда его не ви­

дали. Имъ не растолкуешь, что Мадонну и

сцены мужиковъ, какъ ни различны эти яв-

ленш, произвелъ одпнъ и тотъ же духъ

искусства, что Рафаэль и Теньеръ — оба

художники и оба нашли содержите своихъ

произведетй въ той же действительности,

безконечйо разнообразной и всегда единой,

какъ разнообразна и едина природа, какъ

разнообразно и едино существо человека!

А сколько такихъ людей на беломъ свете!

По крайней мЬре мне не разъ случалось

встречать такихъ тонкихъ знатоковъ и

ценителей искусства. Одни изъ нихъ отри-

цаютъ всяшй талантъ въ Гоголе, и когда

такому господину намекнешь, что это отъ

отсутствш эстетическаго чувства, онъ сей-

часъ съ торжествомъ возразить: «отчего

же я понимаю Пушкина и восхищаюсь имъ?»

Друпе не признаютъ особеннаго таланта въ

Пушкине на томъ основаши, что имъ очень

нравится Гоголь. Это значить только, что

ни те, ни друпе не понимаютъ ни Пушки­

на, ни Гоголя и восхищаются въ нихъ во­

все не темъ, что составляетъ сущность и

красоту ихъ творенШ. Одинъ писатель ри­

торической школы печатно объявилъ, что

если бы ему нужно было выехать изъ Рос-

сш и взять съ собой только лучшее изъ

русской литературы, онъ взялъ бы только

басни Крылова и «Горе отъ Ума» Грибо­

едова. Какъ выражете личнаго, частнаго

вкуса, это было бы справедливо и основа­

тельно; но какъ взглядъ на искусство во­

обще, это ложь, это все равно, какъ если

бы кто, любя березу больше всехъ дру-

гихъ деревьевъ, сталь доказывать, что

дубъ—дерево некрасивое и дрянное.

Самое сильное и тяжелое обвиневш, ко

торымъ писатели риторической школы ду-

маготъ окончательно уничтожить Гоголя,

состоитъ въ томъ, что лица, который онъ

обыкновенно выводить въ своихъ сочине-

ншхъ, оскорбляютъ общество. Въ этомъ

съ ними совершенно согласились и славяно­

филы, только больше въ этомъ отиошонш

къ натуральной школе, нежели къ Гоголю;

первую они нещадно бранятъ за это, а на-

счетъ Гоголя только изъявляютъ сожадй-

вш, что онъ не рисуетъ искупптельныхъ.

лицъ. Подобное обвипеше больше всего по-

казываетъ незрелость нашего общеетвен-

наго образовании Въ странахъ, упредив-

шихъ насъ развиПемъ целыхъ вековъ, и

понятая не имйютъ о возможности подоб-

наго обвиненш. Никто не скажетъ, чтобы

англичане не были ревнивы къ своей на-

цюнадьной чести; напротивъ, едва ли есть

другой народъ, въ которомъ нащоналъный

эгоизмъ доходилъ бы до такихъ крайно­

стей, какъ у англичанъ. И между тймъ

они любятъ своего Гогарта, который изо­

бражали т о л ь к о пороки, разврати, зло-

употребленш и пошлость аншпйскаго обще­

ства его времени. И ни одинъ англичанинъ

не скажетъ, что Гогартъ оклеветали Ая-

глно, что онъ не видйлъ и не признавали

въ ней ничего человГческаго, бдагородна-

го, возвышепнаго и прекраснаго. Англича­

не понимаютъ, что талантъ имеетъ полное

и святое право быть односторонними, и

что онъ можетъ быть велию м э въ са­

мой односторонности. Съ другой сторо­

ны, они такъ глубоко чувствуютъ и со-

знаютъ свое нацюнальное ведшие, что

нисколько не боятся, чтобы ему могло

повредить обнародоваше недостатковъ и

темныхъ сторонъ анинйскаго общества. Но

и мы можемъ жаловаться только на не­

зрелость общественнаго образовании а не

на отсутствие въ нашемъ обществе чув­

ства своего нацшнальнаго достоинства: это

доказывается тймъ фактомъ, не подлежа-

щимъ никакому сомн'Ьнш, что, несмотря

на ребяческю возгласы невпопадъ усерд-

ныхъ патрштовъ, произведенья Гоголя въ

короткое время получили на Руси народ­

ность. Ихъ не читаютъ только тЬ, кото­

рые ничего не читаютъ; а «Ревизора» зна-

ютъ мнопе и изъ тЬхъ, которые вовсе не

знаютъ грамогЪ. УспЬхъ натуральной шко­

лы есть тоже фактъ, подтверждаюпцй ту

же истину. И оно такъ должно быть: ч£мъ

сильнее челов’Ькъ, чЪмъ выше онъ нрав­

ственно, тймъ смйл'Ьо онъ смотритъ на свои

слабый стороны и недостатки. Еще болйе

можно сказать это о народахъ, которые