Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  572 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 572 / 734 Next Page
Page Background

36Я

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

3 70

критикъ очень щедръ въ раздаче другими

разныхъ дурныхъ целей и намЬрешй: но,

къ счастью, вовсе невпопадъ. Въ повести

«Деревня» Григоровичи изобразили де­

ревню именно въ томи виде, какъ это го­

ворить критикъ «Москвитянина», хотя и

не си той целью, не си той мыслью, кото­

рый они таки великодушно ему приписы­

ваете. Въ нравахъ этой «Деревни» дей­

ствительно только грубое и жестокое, и

нети даже «животной привязанности между

единокровными». Но вотъ тотъ же самый

Григоровичи, который написали «Деревню»,

предлагаетъ читателями въ этой книжке

«Современника» новую свою повесть («Ан­

тони Горемыка»), въ которой на сцене

опять деревня и которой герой — руосшй

нрестьянинъ, но уже вовсе не въ роде му­

жа Акулины, а человеки добрый, который,

по-своему, нежно,

человечески любитъ

своего племянника, свою жену и обращает­

ся си ними по-человечески. Следуетъ ли

же изъ этого, что Григоровичи видитъ въ

русской деревне только дикость и зверство

въ семейныхъ отиошеншхъ? Нети, изъ

этого следуетъ совсемъ другое, а именно

то, что въ одной повести онъ взялъ одну

сторону деревни, а въ другой—другую. Вы

сами сказали, что въ первой повести онъ

выставили все грубое, оскорбительное и

жестокое, чтб можно было найти въ нра­

вахъ крестьянъ. Если это можно было най­

ти, значить, это не выдумано, а взято съ

действительности, значить, это истина, а

не клевета. Последней тутъ нельзя искать

после вагаихъ собственныхъ словъ; ее ско­

рее можно искать и найти въ вашемъ уси-

лш обвинить Григоровича въ дурныхъ це-

ляхъ и намереншхъ... Какое вы имеете

право требовать отъ автора, чтобы онъ за­

мечали и изображали не ту сторону дей­

ствительности, которая сама мечется ему

въ глаза, которую онъ узнали, изучили, а

ту, которая васъ занимаете? Вы въ нраве

только требовать, чтобы онъ не выдумы­

вали, были веренъ изображаемой ими дей­

ствительности; а все, что есть и бываете,

принадлежите ему, равно какъ и выборъ

изъ всего этого. Въ «Журнале Министер­

ства Внутреннихъ Дели» есть следующее

статистическое известие касательно смертно­

сти въ Росши:

„КромЬ разницы въ численности (погибшихъ

въ дракахъ) ееть еще то различие между муж­

чинами, женщинами и дЪтыси, что первые

почти веЬ погибли въ обоюдныхъ ссорахъ и

побоищахъ, часто вслЬдствш собственной же

вадорливости при слабосилш; изъ послЪднихъ

женщины преимущественно были жертвами

супружескихъ неудовольствШ и исправитель-

ныхъ или наетавительныхъ ийръ супруговъ

кромЪ немногихъ елучаевъ, гдЪ и онЪ пали,

ратоборствуя даже иногда съ подобными же

себЬ женщинами; а дИти лишались жизни

болЬе всего отъ неумЬрепнаго наказаны: ихъ,

что называется ч1шъ попало, за шалости или

проступки. Вс'Ь эти случаи не составляютъ

убШствъ предпам'Ьрениыхъ, и не могутъ быть

не причтены къ смертности отъ неосторож­

ности. Въ Тве] с ;ой губернщ, папримЪръ, одинъ

крестьянипъ, желая наказать жену за что-то,

убилъ ударомъ руки бывшаго у ной на груди

ребенка: что это какъ не неосторожность?

Весьма похожая на эту смерть постигла одного

шеетнадцатпмЪсячнаго ребенка въ Полтавской

губернш, а въ Курской случилось точь въ точь

подобное нроисшествш.

Такого рода оффищальное изнЬспе мо-

жетъ быть до некоторой степени указате-

лемъ нравовъ простого народа. Чтб слу­

чается часто или нередко, то не есть явле-

ше случайное, исключительное и можете

служить матершломъ для художественнаго

произведешя, но отнюдь не можетъ быть

принято за всеобщее явлеше, исключающее

всЬ противоположный, и служить позоромъ

обществу или народу. Таки, напримйръ,

веЬмъ известно, что, кроме Росши, нигде

н'Ьтъ обыкновешя париться въ жаркой бане,

следовательно, нигде же, кроме Росши, не

можетъ быть и прим'Ьровъ смерти отъ за­

паривании Но следуете ли скрывать тате

факты изъ боязни какого-то нареканш на

народи? Это случается въ народе, но кто

же скажете, что весь русстй народи какъ

дорветея до полки, такъ и запарится сей-

часъ же? Крайнйя степень всякаго зла теми

еще и выносима, что обрушивается всегда

на меньшинстве, следовательно, если и мо­

жете принадлежать тому или другому обще­

ству, то никогда не можетъ послужить обвине-

шемъ всему обществу.

Но обратимся исключительно къ критику

«Москвитянина» и разберемъ его мггЬше о

Гоголе и натуральной школе. «Гоголь (го­

ворите онъ) первый дерзнули ввести изо-

бражеше пошлаго въ область художества.»

Неправда. Литература наша началась не съ

Гоголя, а между теми именно началась по­

пыткой ввести изображеше яошдаго въ об­

ласть художества. Вспомните Кантемира.

Съ

гЬхъ поръ, какъ мы заметили это *выше,

литература наша не оставляла вовсе этого

направлены. Въ немъ блистательно отличил­

ся Фонвизинъ; оно отразилось во многихъ

лучшихъ создашяхъ Державина. Пушкинъ на­

чали писать своего (неоконченяаго впрочемъ)

«Арапа Петра Великан », когда еще имени Го­

голя не появлялось въ печати. При зтомъ не

мешаете вспомнить ив только «Графа Нулина»,

всею ноовшцешаго изображеньюпошлости, но

и «Евгении Онегина», въ котсромъ взображенш

пошлости играете не последнюю роль. Гоголь

только потерь далее всбхъ въ томъ, что

критикъ «Москвитянина» разумеете поди