Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  565 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 565 / 734 Next Page
Page Background

355

СОЧИНЕНЫ В. Г. ВТ.ЛГШСКАГО.

356

составляете действительно преобладающее

направлены новой школы; съ другой—пока­

зана польза и этого направлены. Но кри-

тикъ «Москвитянина» восклицаете патети­

чески: «мы не спрашпваемъ, справедливо

ли это или нйтъ, но согласно ли съ убй-

ждешями редактора и съ наставленыни, пред­

ложенными имъ къ его статье? Думаете ли

онъ, что, смотря по времени, литература

можете изображать и темныя, и светлыя

стороны действительности, т. е. быть прав­

дивою; можете также изображать одне отри­

цательный стороны, то есть к л е в е т а т ь ?

Полагаете ли- онъ, что привычка отыски­

вать одни пороки и поносить людей способ­

ствуете развитие безпристрасты и справед­

ливости?..» Въ этихъ еловахъ отозвалось ре­

шительное отсутствие живого практического

понимашя искусства. Критикъ «Москвитя­

нина», мы уверены въ этомъ, человекъ

умный и начитанный, который знаете все­

возможный теоры и системы искусства, осо­

бенно нймецкы. Это безспорно очень хорошо;

но одного этого еще очень мало для дей­

ствительная понимания искусства; для этого

прежде всего и больше всего нужно то вро­

жденное эстетическое чувство,тота инстинктъ,

тотъ такте изяшнаго, которые обнаружива­

ются не въ теоры, а въ ея критическомъ

приложены къ произведенымъ искусства.

Мы еще обратимся къ этому вопросу и по-

кажемъ, въ какомъ отношен!и находится къ

нему критикъ «Москвитянина»; а теперь

покажемъ, какъ мало истины въ его сло­

вахъ. Ему кажется решительной нелепостью,

чтобы литература, смотря по временя, отли­

чалась то темъ, то другимъ иекдючитель-

нымъ направлешемъ. А между темъ это

всегда такъ было и будетъ; доказательства

можно найти въ исторы каждой литературы.

Изображать одне отрицательный стороны

жизни—вовсе не значите клеветать, а зна­

чите только находиться въ односторонности;

клеветать же значите взводить на действи­

тельность такы обвинены, находить въ ней

такы пятна, какихъ въ ней вовсе нега. Да­

вать клевете другое значеше—тоже значите

клеветать... не на клевету, разумеется, а на

людей не нашего прихода... Находить въ

людяхъ те пороки, которые въ нихъ дей­

ствительно есть, не значите поносить ихъ:

поношены въ самихъ порокахъ, и кто поро-

ченъ, тотъ поносите самъ себя... Привычка

отыскивать действительно существующее

очень близка къ привычке отыскивать исти­

ну, а это, разумеется, способствуете разви­

тие безпристрасты и справедливости...

Противореча между статьей Никитенко

и статьей Велинскаго критикъ «Москвитя­

нина» находить такую бездну, что даже от­

казывается на все указывать, а избираете

самыя разительный. «Редакторъ (говорите

онъ) нападалъ сильно на карикатурный изо­

бражены помещиковъ и деревенская быта;

критикъ въ числе замечательныхъ стихо-

творныхъ произведений прошлаго года упо­

минаете о разсказй подъ заглавымъ «Помй-

щикъ» (въ «Отечественныхъ Запискахъ»).

Дался же славянофиламъ этотъ «Помещикъ»!

Вотъ уже скоро два года, какъ было напе­

чатано (въ «Петербургскомъ Сборнике» Не­

красова, а не «Отечественныхъ Запискахъ»)

это стихотворены Тургенева, а они до сихъ

поръ не могуга отъ него прийти въ себя.

Съ того времени и до сей минуты все тол-

куютъ о немъ. УвВряюга, что это произве­

дете ничтожное, карикатура, что оно без­

дарно, плохо; кажется, стоило ля бы обра­

щать на него внимаше? А между гЬмъ они

все продолжаютъ изъ-за него волноваться

и выходить изъ себя... Обращаясь къ про-

тиворЬчпо, спросимъ критика «Москвитя­

нина»: на какомъ основаны вообразилъ онъ,

что Никитенко, говоря о карикатурныхъ изо-

браженыхъ помйщиковъ, мЬтилъ именно на

пьесу Тургенева? Ужъ не на основаны ли

ея заглавии, такъ положительно указываю­

щ а я на помещика, что и ошибиться нельзя?

Въ такомъ случай намъ остается только ди­

виться тонкой проницательности критика

«Москвитянина»... «Редакторъ (продолжаете

онъ) строго осуждалъ направление тйхъ пи­

сателей, которые еозидаютъ такъ-называ-

емые народные характеры изъ грязи, лох-

мотьевъ, квасу, щей и кулаковъ русская

человека, а критикъ восхваляете повйсть

подъ заглавымъ «Деревня» (въ «Отечествеп-

ныхъ Запискахъ» ), которая создана именно

но этому рецепту.» Опять то же! Критику

«Москвитянина» кажется, что повйсть «Де­

ревня» создана по этому рецепту, и этого

ему достаточно для убеждены, что и Ники-

тенкгЬ кажется то же... Но здЬсь мы остано­

вимся и отъ частностей перейдемъ къ общему

вопросу—къ вопросу о натуральной школй,

которая съ такимъ живымъ учаспемъ и вни-

манымъ принята публикой и съ такимъ

ожесточешемъ преследуется двумя литера­

турными париями—неестественной или ри­

торической, состоящей изъ отставныхъ бел-

летристовъ, и славянофильской. Намъ очень

непрытно, что мы должны повторять то, чтб

уже не разъ было говорено нами: но чтб жъ

намъ дйлать, если противники натуральной

школы, безпрестанно нападая на нее, твер­

дите все одно и то же, не умЬя выдумать

ничего новаго?

Обй эти парии бблыпей частью согласны

въ ихъ нападкахъ на натуральную шкоду,

хотя и по разнымъ побужденымъ; ихъ до­

воды, доказательства, даже тонъ—почти оди­

наковы; но только въ одномъ онй суще-