Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  562 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 562 / 734 Next Page
Page Background

349

I. КРИТИЧЕСКИ! СТА М. 1.

350

ное найти у Никитенко противореча съ

самимъ собой... И действительно, въ словахъ

редактора, «Современника» есть противоре­

чие, но только не съ самимъ собой, а съ

критикомъ «Москвитянина»: Никитенко ви-

дитъ въ новой русской литературе нечто

достойное вниматя и уважены, а М.... 3....

К.... видитъ въ ней безобразную массу Оез-

дарныхъ и нелепыхъ произведен^. Чтб ска­

зать на это? Ничего более, какъ посовето­

вать Никитенко, когда онъ будетъ что-ни­

будь писать, посылать программу каждой

своей статьи на утверждены решительнаго

и неногрешительнаго въ своихъ приговорахъ

критика «Москвитянина»: что онъ у него

одобритъ, такъ тому и быть, что забракуетъ,

то вонъ изъ статьи. Это, кажется, единствен­

ный способъ для Никитенко избегать мы­

слей и воззрешй неосновательныхъ и лож-

ныхъ... въ глазахъ критика «Москвитяни­

на».—Мнопе могутъ найти не совсемъ со­

гласной съ здравымъ смысломъ подобную

опеку какого-то замаскировавшагося таин­

ственными буквами неизвестнаго литера-

турнаго наездника надъ известнымъ иро-

■фессоромъ и литераторомъ, обладающимъ,

по еознашю самого его противника, само-

бытнымъ взглядомъ на предметы мысли.

Намъ самимъ это кажется такъ, но М...

3... К... думаетъ объ этомъ иначе: все,

чтб не согласно съ его образомъ мыслей,

онъ считаетъ решительнымъ вздоромъ. Въ

этомъ отношения онъ не менее всехъ вос-

точныхъ людей верить въ «несомненную

книгу», только въ отличы отъ нихъ ви­

дитъ эту «несомненную книгу»—въ себе.

Было бы слишкомъ утомительно и скуч­

но следить за критикомъ «Москвитянина»

щагъ за шагомъ. Онъ выписываетъ изъ

разбираемыхъ имъ статей целыя страни­

цы; разбирая его такъ же подробно, мы

должны были бы выписывать и эти выпи­

ски, и его собственный страницы; и потому

постараемся какъ можно короче изложить

сущность дела. Въ статье своей Никитенко

нанадаетъ местами на недостатки хакъ-на-

зываемой натуральной школы, состояние

въ преувеличены и однообразии предме-

товъ. Это его мнеше, и онъ выражаетъ

его безъ резкости, безъ всякой враждеб­

ности къ натуральной школе; напротивъ,

въ самыхъ его нападкахъ видно, что онъ

уважаетъ и любить ее, и на этомъ-то ос­

нованы желаетъ указать ей ея настоящую

дорогу. Словомъ, онъ призяаетъ и таланта,

м достоинство въ произведешяхъ натураль­

ной школы, но признаехъ ихъ не безуслов­

но, хвалить основание, но порицаетъ край­

ности. Во всемъ этомъ критики «Москви­

тянина» увйдедъ страшныя противоречил

въ статьей Белинскаго, лишаютцш «Совре-

меннпкъ» всякого единства мысли и на-

правлевш. «Одно изъ двухъ (говорить онъ):

или журналъ не должевъ иметь своего об­

раза мыслей, и тогда онъ не журналъ,—а

неизвестно чтб такое; или онъ долженъ

иметь его, и тогда не мешаетъ участвую-

щимъ въ немъ согласиться предварительно

между собой.» Здесь мы прежде всего счи-

таемъ долгомъ поблагодарить грознаго кри­

тика за его уважены къ вашему журналу,

невольно высказавшееся у него самой чрез­

мерностью требований отъ «Современника».

Прибавимъ къ этому, что его идеалъ жур­

нала очень веренъ; но къ несчастью его

существоваше решительно невозможно •при

настоящемъ соетояши литературы и обще-

ственнаго образованы. Въ Европе не толь­

ко каждое известное мнИны можетъ сей-

часъ же найти свой оргаиъ въ журнале,

но н каждый изъ оттйнковъ этого мненш:

для этого тамъ всегда найдется достаточ­

ное число людей, енособныхъ работать по

определенному направленно. Но и тамъ

едва ли найдется хотя одинъ хороппй жур­

налъ или одно хорошее обозр'Ьше, въ ко-

торомъ все до последней строки было бы

проникнуто однимъ направлешемъ. Это воз­

можно вполне только въ отношенш къ по-

лптическимъ или критическимъ статьямъ,

но не всегда возможно въ отношены даже

къ ученымъ статьямъ, и решительно не­

возможно въ отношенш къ произведенымъ

изящной словесности. Ни одинъ журналъ

не откажется отъ превосходной статьи, по­

тому только, что она, по духу своему, не

совсемъ ладить съ направлешемъ журна­

ла. Въ такомъ случае обыкновенно статья

печатается съ оговоркой отъ редакцш, а

иногда въ томъ же журнале помещается

и возражение на несогласный съ яаЧравле-

нымъ журнала места въ статье. Чтб же

касается до произведет! изящной словес­

ности, на нихъ тамъ вовсе не простирают­

ся условы, налагаемыя направлешемъ жур­

нала на статьи теоретически'я. Жоржъ

Зандъ, напрямеръ, по своимъ убежденшмъ

и снмнатшмъ, не пмеетъ ничего общего съ

людьми, участвующими въ « Jou rn a l des

D ébats» или «Revue des deux Mondes»;

a между тймъ, вздумай она поместить тамъ

свою повесть—возьмутъ, да еще съ какой

радостью, не обращая никакого внимашя

на духъ и направлены повести. И это очень

естественно: кто действительно понимаета

законы искусства, тотъ внаетъ, что пове­

стей писать по заказу нельзя, и что тута

направлены и духъ должны зависать толь­

ко отъ личности автора. Хорошнхъ жо

поэтовъ везде немного, стало быть, тута

выборъ можетъ касаться только достоинства

романа или повЬсти, но не направлены ихъ.