Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  50 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 50 / 734 Next Page
Page Background

S I

СОЧИНЕШЯ В. Г. ВЪДИНСЕАГи.

92

()ъ тобой мурза твои говоришь;

Иной вч'Ьпялъ

muí

въ преступленье,

Что я посланницей съ небесъ

Тебя быть мыслилъ въ восхищены!

II лилъ нъ восторг!, токи слезъ;

И словомъ: тотъ хот^Ьдъ арбуза,

А тотъ соленыхъ ог.урцовъ;

Но пусть имъ здИсь докажем, муза,

Что я пе изъ числа льстецовъ;

Что сердца моего товаровъ

За деньги я не продаю,

И что не изъ чужихъ амбаровъ

ТебЪ паряды я крою;

Но венценосна добродетель!

Не лесть я п^лъ и не мечты,

А то, чему весь мщъ свидетель:

Тво-и дТ.ла суть красоты.

Я пплъ, пою и ппть ихъ буду,

I I въ шуткахъ правду возвшцу;

Татарски пгьсни изъ-подъ спуду,

Какъ лучъ, потомству сообщу;

Какъ солще, какъ луну поставлю

Твой образъ будущимъ вгъкамъ.

Превознесу тебя, прославлю;

Тобой безсмертенъ буду самъ.

Пророческое чувство поэта не обмануло его:

ноэзш Державина въ тЪхъ немногихъ чер-

тахъ, который мы представили здесь нашимъ

читателямъ, есть прекрасный памятникъ

славнаго царствовали Екатерины II и одно

изъ главных!, правъ певца на поэтическое

безсмертае.

Другое значеше ииМотъ теперь для насъ

торжественный оды Державина. Въ нихъ онъ

является бол4е офицтльнымъ, чЬмъ истин­

но вдохновеннымъ поэтомъ. Въ этомъ отно-

ше

1

пи оне р’Ьзко отделяются отъ одъ, посвя-

щенныхъ Фелиц'Ь.

И

нс мудрено: последнш

имели корень свой въ действительности, а

первыя были плодомъ похвадьнаго обычая

согласовать лирный звукъ съ громомъ ну-

шекъ и блескомъ плошекъ и шналиковъ. При

томъ же легче было чувствовать и понимать

мудрость и благость монархини, ч!;мъ про­

видеть значеше войнъ и поб’Ьдъ ея, объяс­

няющихся причинами чисто политическими.

Политически вопросы тогда только могутъ

служить содержашемъ no93ÍH, когда они вмъ-

стё и вопросы исторически и нравственные.

Такова была великая война

1812

года, когда

обе изъ тяжущихся сторонъ—и колоссальное

могущество Наполеона, и нащональное судце-

етвовате Росши—сошлись решить вопросъ:

быть или не быть? Победы надъ турками,

какъ бы ни блистательны были оне, могутъ

дать прекрасное содержите для редящй, но

не для одъ. Сверхъ того торжественныя оды

Державина еще и потому утратили теперь

свою цену, что самыя событая, породивши

ихъ, намъ уже не могутъ казаться такими,

какими видели ихъ современники. Типомъ

всехъ торжественныхъ одъ Державина мо-

жетъ служить ода

«На

взятае Варшавы».

Она такъ всемъ известна, что мы не почи-

таемъ за нужное делать изъ нея выписки.

Ее можно разделить на три части: первая

пзъ нихъ есть экстатическое излшюе чув­

ства удивлешя къ Суворову и Екатерине

II.

Действительно, вступлеше оды восторженно;

НО

этотъ вос.торгъ весь заключается не въ

мысляхъ, а въ восклицаншхъ, и въ немъ

есть что-то напряженное. Место, начинаю­

щееся стихомъ «Черная туча, мрачныя

крыла», долго считалось въ нашихъ рито-

рикахъ и титикахъ образцомъ гиперболы,

какъ выраженш высочайшаго восторга: те­

перь эта гипербола можетъ служить образ­

цомъ натянутаго восторга, етихотворнаго

крика—не больше. Поэтъ чувствовалъ самъ

пустоту всехъ этихъ громкихъ фразъ, и по­

тому хотелъ во второй части своей оды за­

нять умъ читателя какимъ-нибудь содержа­

шемъ. Что же онъ сделалъ для этого?—онъ

показываеть сонмъ русекихъ царей и во­

ждей, сидяпцй въ «небесномъ вертограде» на

злачныхъ холмахъ, въ прохладе благоухан-

ныхъ рощъ, въ прозрачныхъ и радужныхъ

шатрахъ»; передъ ними поете нашъ звуч­

ный Пиндаръ,

Л

омоносове

,

и его хвала прон-

заетъ ихъ грудь, какъ молшя; въ ихъ «пун-

цовыхъ» устахъ «блистаете златъ медъ», а

на щекахъ играютъ зари; возлегши на «мяг-

кихъ зыблющпхъ (ся)» перловыхъ облакахъ,

они внимаютъ тихострунный хоръ небесныхъ

арфъ и погощихъ дЪвъ (что, однако жъ, не

мешаетъ имъ внимать и лире нашего звуч-

наго Пиндара, Ломоносова): чтб это за языче­

ская валгалла для христаанскихъ царей и

вождей? Для этого подлуннаго мфа стихи

Ломоносова, конечно, имеють свое назначеше;

но безнрестанно слушать ихъ и на томъ све­

т е—воля ваша—скучно. Далее поэтъ заста­

вляете Петра Великаго проговорить речь къ

Пожарскому и потомъ скрыться въ «сень».

Все это—голая риторика, свидетельствую­

щая о затруднительномъ положенш поэта,

задавшаго себе воспеть предмета, котораго

идеи онъ не прочувствовалъ въ себе. Третья

часть оды кончилась даже смешно плохими

четверостишьями съ припевомъ къ каждому:

Славься симъ, Екатерина,

О великая жена!

Въ первой части оды поэтъ называете своего

героя, т. е. Суворова, «Алексапдромъ по бра-

нямъ»; сравнеше крайне неудачное! Можно

называть Наполеона Цезаремъ, ибо въ жизни

и положешяхъ обоихъ этихъ лицъ было много

общаго; но чтб же общаго между действи­

тельно великимъ йолководцемъ русской мо­

нархини, превосходным!, выполнителемъ ея

политичеснихъ предначерташй, и между мо-

нархомъ-завоевателемъ, героемъ древняго

хйра, связавшимъ Востокъ съ Европой?..

Вообще Державинъ не умелъ хвалить Су­

ворова: онъ восхищается только его непобё-