Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  536 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 536 / 734 Next Page
Page Background

:297

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

298

жизни, въ которыхъ гпкто не сомневается,

•о которыхъ ник'ю не спорить, и въ кото-

рыхъ все согласны. I I—чт5 всего лучше—■

эти вопросы решены тамъ самой жизнью,

или если теорш и имела участш въ ихъ

решети, то при помощи действительности.—•

Но это нисколько не должно отнимать у насъ

■смелости и охоты заниматься р£шешемъ та-

кихъ вопросовъ, потому что, пока не решимъ

мы ихъ сами собой и для самихъ себя, намъ

не будетъ никакой пользы въ томъ, что они

решены въ Европе. Перенесенные на почву

нашей жизни, эти вопросы те же, да не те,

и требуютъ другого р еш е т я .—Теперь Европу

эанимаютъ новые велите вопросы. Интере­

соваться ими, следить за ними намъ можно

и должно, ибо ничто человеческое не должно

быть чуждо намъ, если мы хотимъ быть

людьми. Но въ то же время для насъ было

бы вовсе^безплодно принимать эти вопросы

какъ наши собственные. Въ нихъ нашего

только то, что применимо къ нашему поло-

жешю; все остальное чуждо намъ, и мы

стали бы играть роль донъ-Кихотовъ, горя­

чась изъ-за него. Этимъ мы заслужили бы

скорее насмешки европейцевъ, нежели ихъ

уважеше. У себя, вокругъ себя, вотъ где

должны мы искать и вопросовъ, и ихъ ре­

тенш. Это направлены будетъ плодотворно,

если и не будетъ блестяще. II начатки этого

направлены видимъ мы въ современной

русской литературе, а въ нихъ—близость ея

зрелости и возмужалости. Въ этомъ отно­

шены литература наша дошла до такого по­

ложены, что ея успехи въ будущемъ, ея

движете впередъ зависятъ больше отъ объема

и количества предметовъ, доступныхъ ея за-

ведывашго, нежели отъ нея самой. Ч£иъ

шире будутъ границы ея содержания, чЬмъ

больше будетъ пищи для ея деятельности,

тЬмъ быстрее и плодовитее будетъ ея раз­

виты. Какь бы то ни было, но если она

еще не достигла своей зрелости, она уже

нашла, нащупала, такъ сказать, прямую до­

рогу къ ней,—а это ведший успехъ съ ея

стороны.

Одинъ изъ самыхъ норазительныхъ при-

знаковъ зрелости современной русской лите­

ратуры—это роль, которую играетъ въ ней

стихотворная поэзш. Бывало, стихи и стишки

составляли отраду и утешете нашей публики.

Ихъ читали, перечитывали, учили наизусть,

покупали, не жалея денегъ, или переписы­

вали въ тетради.. Новая поэма въ стихахъ,

отрывокъ изъ поэмы, новое стихотвореше,

появившееся въ журнале или альманахе,—

все это пользовалось привилегий произво­

дить шумъ, толки, восторги, споры и т. п.

Стихотворцы являлись безъ счету, росли,

какъ грибы после дождя. Теперь не то. Сти­

хи играютъ второстепенную въ сравнены

съ прозой роль. Нхъ чптаютъ будто нехотя,

едва замЕчаготъ, хладнокровно похваливаюсь

хорошее и ничего не говорить о посредствев-

номъ. Стихотворцевъ, противъ нрежняго,

стало теперь несравненно меньше. Изъ этого

мнопе заключили, будто вйкъ поэзш мино­

вался для русской литературы, что поэзш

скрылась отъ насъ чуть ли не навсегда.

Мы такъ, напротивъ, видимъ въ этомъ

скорее торжество, нежели упадокъ русской

поэзш. Что поколебало, а потомъ вовсе из­

гнало манш стихописашя и стихочтешя?—

Прежде всего появлеше Гоголя, потомъ по-

явлеше въ печати посмертныхъ сочпнетй

Пушкина и, наконецъ, явлеше Лермонтова.

Поэтическую деятельность Пушкина можно

разделить на два першда: въ первомъ она

является прекрасной, но еще не глубокой,

не установившейся, еще доступной для ко­

пированы и подражанш; во второмъ мы ви­

димъ ее на неприступной высоте художе­

ственной зрелости, глубины, могущества; тутъ

уже нельзя копировать ее, нельзя подражать

ей. Талаитъ Лермонтова съ перваго же своего

дебюта обратидъ на себя всеобщее вниманы,

отбилъ у веехъ и у всякаго охоту подра­

жать ему. После этого доступъ къ поэтиче­

ской славе сделался очень труденъ, такъ что

талантъ, который прежде могъ бы играть

блестящую роль, теперь долженъ ограни­

читься более скромнымъ подожетемъ. Это

значитъ, что вкусъ публики сделался раз­

борчивее, требовашя строже: а это, конечно,

усп£хъ, а не упадокъ вкуса. Теперь нуженъ

новый Пушкинъ, новый Лермонтовъ, чтобы

книжка стпхотворешй привела въ восторгъ

всю публику, въ движете - всю литературу.

Но уже теперь сделалось решительно невоэ-

можнымъ для господъ поэтовъ обращать на

себя вниманы или пршбретать славу или из­

вестность хоть на волосъ выше той меры,

въ какой они действительно заслуживаютъ,

по своему таланту, вниманы, славы и из­

вестности. Талантъ теперь всегда будетъ оце-

ненъ, и его успехъ уже не зависитъ ни отъ

покровительства, ни отъ преследованш жур-

наловъ (если еще чемъ могутъ они повре­

дить ему, такъ разве молчашемъ, но уже не

похвалами и не бранью); онъ будетъ заме­

чешь и оцененъ, но не иначе, какъ по мере

его истиннаго достоинства—ни больше, ни

меньше.

Въ прошломъ 1846 году вышли стихотво-

решя Григорьева, Полонскаго, Лизандера,

Плещеева, Жадовской, «Троянъ и Ангедица»

Вельтмана —что-то въ роде детской сказки не

то въ стихахъ, но то въ мерной прозе;

«Олово о Полку Игоря», переделаиное Ми-

наевымъ на поэму во вкусе не древности, не

старины, того недавняго временя, когда была

мода на поэмы. Это въ сущности не больше,