Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  533 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 533 / 734 Next Page
Page Background

29

1

С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВЫИНСКАГО.

292

дящее, случайное, ничтожное, потому что

в’Ьдь все это - не чувство, не умъ, неволя?—

такъ! но в’Ьдь во всемъ этомъ мы в и д и м ъ

и с л ы ш и м ъ и чувство, и умъ, и волю.

Всего случайнее въ человйкй его манеры,

потому что онй больше всего зависятъ отъ

воспиташя, образа жизни, отъ общества, въ

которомъ живетъ человйкъ; но почему же ино­

гда и въ грубыхъ манерахъ мужика чувство

ваше угадываетъ добраго человека, которому

вы смёло можете довариться, и ьъ то же вре­

мя изящныя манеры свйтскаго человека за-

ставляютъ васъ иногда невольно остерегаться

его?—Сколько на св£т£ людей съ душой,

съ чувствомъ; но у каждаго изъ нихъ его

чувство имйетъ свой характеръ. свою осо­

бенность. Сколько на свёте уыпыхъ людей,

и между тймъ у каждаго изъ нихъ свой

умъ. Это не значить, чтобы умы людей бы­

ли разны: въ такомъ случай люди не могли

бы понимать другъ друга, но это значить,

что у самаго ума есть своя индивидуальность.

Въ этомъ его ограниченность, и поэтому умъ

величайшаго генш всегда неизмеримо ниже

ума всего человечества; но въ этомъ же и его

действительность, его ре; льность. Умъ безъ

плоти, безъ физкйаомш, умъ, не дййствуюппй

на кровь и не принимающей на себя ея дйй-

ствш, есть логическая мечта, мертвый аб­

стракты Умъ—это человйкъ въ

ТЙЛЙ

или

,

лучше сказать, чедовекъ черезъ тйло, словомъ,

—личность. Оттого на свете столько умовъ,

сколько людей, и только у человечества

одинъ умъ. Посмотрите, сколько нравствен-

ныхъ отгЬнковъ въ человеческой натуре: у

одного умъ едва замйтенъ изъ-за сердца, у

другого сердце какъ будто поместилось въ

мозгу; этоть страшно уменъ и способенъ на

дЪло, да ничего сделать не можетъ, потому

что нетъ у него волн; у того страшная

воля, да слабая голова, и изъ его деятель­

ности выходить или вздоръ, или зло. Пере­

честь этихъ оттевковъ такъ же невозможно,

какъ перечесть различш физшномгй: сколько

людей, столько и лицъ, и двухъ совершен-

го схожихъ найти еще менйе возможно,

нежели найти два древесные листка, со­

вершенно схожш между собою... Когда вы

влюблены въ женщину, не говорите, что

вы обольщены прекрасными качествами ея

ума и сердца: иначе, когда вамъ укажутъ на

друг) ю, которой нравственный качеста выше,

вы обязаны будете перевлюбиться и оставить

первый предмета своей любви для новаго,

какъ оставляютъ хорошую книгу для лучшей.

Нельзя отрицать влшнш нравствепныхъ ка-

чествъ на чувство любви, но когда любята

человека, любята его всего, не какъ идею,

а какъ живую личность; любята въ немъ

особенно то, чего не умйютъ ни опреде­

лить, ни назвать. Въ самомъ дйлй, какъ бы

определили и назвали вы, напримеръ, то не­

уловимое выражеше, ту таинственную игру

его физюномш, его голоса, словомъ—все то,

что составляетъ его особность, что делаетъ

его непохожимъ на другихъ, и за чтб

именно вы больше всего и любите его?

Иначе зачЬмъ бы вамъ было рыдать въ

отчаянш надъ трупомъ любимаго вами су­

щества?—Ведь съ нимъ не умерло то, что

было въ немъ лучшаго, благороднййшаго,

что называли вы въ немъ духовнымъ и

нравственнымъ,—а умерло только грубо-

матершльпое, случайное?.. Но объ этомъ то

случайномъ и рыдаете вы горько, потому

что воспоминанье о прекрасныхъ качествахъ

человека не заменить вамъ человека, какъ

умирающаго отъ голода не насытитъ воспо-

минаше о роскошномъ столе, которымъ онъ

недавно наслаждался. Я охотно соглашусь съ

спиритуалистами, что мое сравнение грубо,

но зато оно верно, а это для меня главное.

Державинъ сказалъ:

Такъ! весь я не умру; но часть меня большая,

Отъ тлЬна убЪжавъ, по смерти станетъ жить.

Противъ действительности такого без-

смертш нечего сказать, хотя оно и не

уте­

шить людей близкихъ поэту; но что пере-

даетъ поэта потомству въ своихъ созда-

ншхъ, если не свою личность? Не будь онъ

личность больше, чймъ кто-нибудь, лич­

ность по преимуществу, его еоздашя были

бы безцветны и бледны. Ота этого тво-

ренш каждаго великаго поэта предстагляютъ

собой совершенно особенный, оригинальный

м1ръ, и между Гомеромъ, Шекспиромъ, Бай-

рономъ, Сервантесомъ, Вальтеръ-Скотгомъ,

Гёте и Жоржъ Зандомъ общаго только то,

что вей они—ведшие поэты...

Но чт5 же эта личность, которая Даетъ

реальность и чувству, и уму, и воде, и ге-

Н1ю,

и безъ которой все—или фантасти­

ческая мечта, или логическая отвлечен­

ность? Я много могъ бы наговорить вамъ

объ этомъ, читатели, но предпочитаю луч­

ше откровенно сознаться вамъ, что чймъ

живее созерцаю внутри себя сущность лич­

ности, тймъ менее умйк> определить ее сло­

вами. Это такая же тайна, какъ и жизнь:

вей ее видятъ, вей ощущаютъ себя въ ея

нйдрахъ, и никто не скажетъ вамъ, чтб она

такое. Такъ точно ученые, хорошо зная дйй-

ствш и силы дйятелей природы, каковы

электричество, гальванизмъ, магнетизмъ, и

потому, нисколько не сомневаясь въ ихъ

существованш, все-таки не умйюта сказать,

чтб они такое. Страннее всего, что все, чтб

мы можемъ сказать о личности, ограничивает­

ся тймъ, что она ничтожна нередъ чувствомъ,

разумомъ, волей, добродетелью, красотой и

тому подобными вечными и непреходящими