Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  534 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 534 / 734 Next Page
Page Background

293

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

294

идеями; но что безъ нея, преходящаго и

случайваго явлеиш, не было бы ни чувства,

ни ума, ни воли, ни добродетели, ни красоты,

такъ же, какъ не было бы ни безчувствен-

ности, ни глупости, ни безхарактерности, ни

порока, ни безобразш...

Что л и ч н о с т ь въ отношенш къ и д е й

человека, то н а р о д н о с т ь въ отношенш

къ и д е е человечества. Другими словами:

народности суть личность человечества. Безъ

нацюнальностей человечество было бы мер­

твыми логическимъ абстрактомъ, словомъ

безъ содержатся, звукомъ безъ значенш. Въ

отношенш къ этому вопросу я скорее готовь

перейти на сторону славяпофиловъ, нежели

оставаться на стороне гуманическихъ кос-

ыополитовъ, потому что если первые и оши­

баются, то какъ люди, какъ яшвыя суще­

ства, а вторые и истину-то говорить, какъ

таюе то изданы такой-то логики... Но къ

счастью я надеюсь остаться на своемъ ме­

сте, не переходя ни къ кому....

Человеческое присуще человеку потому,

что онъ—человекъ, но оно проявляется въ

немъ не иначе, какъ, во-первыхъ, на осно­

ваши его собственной лпчности и въ той

мйре, въ какой она можетъ его вместить

въ себе, а во-вторыхъ—на оспованш его

нащональности. Личность человека есть

исключены другихъ личностей и по тому

самому есть ограничены человеческой сущ­

ности; ни одинъ человекъ, какъ бы ни ве­

лика была его гешальность, никогда не ис-

черпаетъ самимъ собою не только всехъ

сферъ жизни, но даже и одной какой-ни­

будь ея стороны. Ни одинъ человекъ не

только не можетъ заменить самимъ собою

всехъ людей (т. е. сделать ихъ существо-

ваше не нужными', но даже и ни одного

человека, какъ бы онъ ни былъ ниже его

въ нравственномъ или умственномъ отно­

шены, но все и каждый необходимы всемъ

и каждому. На этомъ и основано единство

и братство человеческаго рода. Человекъ

силенъ и обезпеченъ только въ обще­

стве, но чтобы и общество въ свою оче­

редь было сильно и обезпечено, ему необ­

ходима внутренняя, непосредственная, ор­

ганическая связь—нащональноеть. Она есть

самобытный результата соединенна людей, но

не есть ихъ произведете: ни одинъ народъ

не создали своей нащональности, какъ не

создали самого себя. Это указываетъ на

кровное, родовое происхождеше всЪхъ нащо-

нальностей. ЧЪмъ ближе человекъ или на­

родъ къ своему началу, т4мъ ближе онъ къ

природе, тЬмъ более онъ ея рабъ; тогда онъ

не человекъ, а ребенокъ, не народъ, а племя.

Въ томъ и другомъ человеческое развивает­

ся по мере ихъ освобождены отъ естествен­

ной непосредственности. Этому освобождевш

часто способствуюта разныя внешнш при­

чины; но человёческое теми не менее при­

ходить къ народу не извне, а изъ него

самого, и всегда проявляется въ немъ н ато ­

пальпо.

Собственно говоря, борьба человеческаго

съ нащональнымъ есть не больше, какъ

риторическая фигура; но въ действитель­

ности ея нетъ. Даже н тогда, когда нро-

грессъ одного народа совершается черезъ

заимствована у другого, онъ теми не ме­

нее совершается нащонально. Иначе нетъ

прогресса. Когда народъ поддается напору-

чуждыхъ ему идей и обычаевъ, не имея въ

себе силы перерабатывать ихъ самодеятель­

ностью собственной нащональности, въ соб­

ственную же сущность, — тогда онъ гиб-

нетъ политически. На свете много людей,

известныхъ подъ именемъ «пустыхъ»: они

умны чужими умомъ, ни о чемъ не имеютъ

своего мненш, а между теми и учатся, и

следятъ за всемъ на свете. Пустота ихъ

въ томъ и еостоита, что они заимствуютъ

целикомъ, и ихъ мозгъ не перевариваетъ

чужой мысли, а передаета ее черезъ языки

въ томъ же самомъ виде, въ какомъ при­

няли ее. Это люди безличные, потому что

чемъ человекъ личнее, теми способнее

обращать чужое въ свое, т. е. налагать на

него отпечатокъ своей личности. Что чело­

векъ безъ личности, то народъ безъ нащо­

нальности. Это доказывается теми, что все

нацш, игравпня и играюпця первыя роли

въ исторш человечества, отличались и отли­

чаются наиболее резкой нащональностью.

Вспомните евреевъ, грековъ и римлянъ; по­

смотрите на французовъ, англичанъ, немцевъ.

Въ наше время народныя вражды и антипатш

погасли совершенно. Французъ уже не пи-

таетъ ненависти къ англичанину за то, что

онъ—англичанинъ, и наоборотъ. Напротив^,

со дня на день болйе и более обнаруживает­

ся въ наше время еочувствы и любовь на­

рода къ народу. Это утешительное, гуманне

е

явлены есть результатъ просвещены. Но изъ

этого отнюдь не следуетъ, чтобы просве­

щены сглаживало народности и делало вей

народы похожими одинъ на другой, какъ

двё капли воды. Напротивъ, наше время

есть по преимуществу время сильнаго раз­

витая нацюнальностей. Французъ хочетъ

быть франдузомъ и требуетъ отъ немца,

чтобы тотъ былъ немцемъ, и только на

этомъ оснований и интересуется имъ. Въ

такихъ точно отношешяхъ находятся теперь

другъ къ другу все европейсюе народы. А

между теми они нещадно заимствуютъ другъ

у друга, нисколько не боясь повредить своей

нащональности. Исторш говорить, что подоб­

ный опасешя могутъ быть действительны

только для народовъ нравственно-безсиль-