289
I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.
щаго смирены. Уголовные законы, пытки,
казни першда Московскаго царства и поытЬ-
дующихъ временъ, до .самаго царствованш
Екатерины Великой, опять посылаютъ насъ
искать любви въ до-историчесшя времена
славянъ. Где же тутъ любовь, какъ нацю-
нальноё начало? Нащональнымъ началомъ
она никогда и не была, но была человЬче-
скимъ началомъ, поддерживавшимся въ пле
мени его не историческимъ ноложетемъ. По-
ложете изменилось, изменились и патргар-
хальные вр:'вы, а съ ними исчезла и лю
бовь, какъ бытовая сторона жизни. Ужъ не
возвратиться ли намъ къ этимъ временамъ?
Почему жъ бы и не такъ, если это такъ
же легко, какъ старику сделаться юношей, а
юноше— младенцемъ?..
Естественно, что подобный крайности вы-
зываютъ такш же противоположный край
ности. Одни бросились въ фантастическую
народность; друпе— въ фантаетичесшй кос-
мополитизмъ, во имя человечества. По мне-
шю последнихъ, национальность происходитъ
отъ чисто-внбтнихъ влштй, выражаетъ со
бою все, чтб есть въ народе неподвижнаго,
грубаго, ограниченнаго, неразумнаго, и диа
метрально противополагается всему челове
ческому. Чувствуя же, что нельзя отрицать
въ народе и человеческаго, противополож-
наго, по ихъ мненш, национальному, они
разделяютъ неделимую личность народа на
большинство и меньшинство, приписывая
последнему качества, дшметрально противо
положный качествами перваго. Такими об-
разомъ, безпреетанно нападая на какой-то
д у а л и з м ъ , который они видятъ всюду,
даже тамъ, где его вовсе нетъ, они сами
впадаютъ въ крайность самаго отвлеченнаго
дуализма. Велите люди, по ихъ понятаго,
стоять вне своей национальности, и вся за
слуга, все величш ихъ въ томъ и заключа
ется, что они идутъ прямо противъ своей
нацшнальности, борются съ нею и побежда
юсь ее. Вотъ истинно-русское и въ этомъ
отношенщ резко-нащональное мнете, кото
рое не могло бы прйти въ голову евро
пейцу! Это мнете вытекло прямо изъ лож-
наго взгляда на реформу Петра Великаго,
который, по общему въ Россш мненш, буд
то бы уничтожили русскую народность. Это
мнете техъ, которые народность видятъ въ
обычаяхъ и предразсудкахъ, не понимая, что
въ нихъ действительно отражается, народ
ность, но что они одни отнюдь еще не .со
ставляюсь народности. Разделить народное
и человеческое на два совершенно чуждыя,
даже враждебный одно другому начала, зна
чить впасть въ самый абстрактный, въ са
мый книжный дуализмъ.
Чтб составляетъ въ человеке его высшую,
его
благороднейшую действительность?—
Ко-
Соч. Бъдинскдго. Т. IV .
нечно, то, чтб мы называемъ его духовно
стью, т. е. чувство, разумъ, воля, въ кото-
рыхъ выражается его вечная, непреходящая,
необходимая сущность. А что считается въ
человеке низшими, случайными, относитель
ными, преходящими?— Конечно, его тело. Из
вестно, что наше тело мы сыздетства при
выкли презирать, можетъ быть, потому имен
но, что вечно живя въ логическихъ фанта
зияхъ, мы мало его знаемъ. Врачи, напро-
тивъ, больше другихъ уважаюсь тело, по
тому что больше другихъ знаютъ его. Вотъ
почему отъ болезней чисто-нравственныхъ
они лечась иногда средствами чисто-матерь
альными, и наоборотъ. Изъ этого видно,
что врачи, уважая тело, не презираюсь ду
ши: они только не презираютъ тела, ува
жая душу. Въ этомъ отношенщ они похожи на
умнаго агронома, который съ уважетемъ
смотрись не только на богатство получае-
мыхъ ими отъ земли зеренъ, но и на са
мую землю, которая ихъ произрастила,
и
даже на грязный, нечистый и вонялий на
вози, который усилили плодотворность этой
земли.— Вы, конечно, очень цените въ чело
веке чувство?— Прекрасно!— такъ цените же
и этотъ кусокъ мяса, который трепещетъ
въ его груди, который вы называете серд-
цемъ и котораго замедленное или ускорен
ное бшше верно соответствуетъ каждому дви
жение вашей души.— Вы, конечно, очень ува
жаете въ человеке умъ?— Прекрасно,— такъ
останавливайтесь же въ благоговейномъ изу-
мленш и передъ этой массой мозга, где
происходятъ все умственный отправлешя,
откуда по всему организму распространяют
ся черезъ позвош чный хребетъ 1 ити нервъ,
который суть органы ощущешй и чувствъ
и которыя исполнены какихъ-то до того
тонкихъ жидкостей, что оне ускользаюсь
отъ матершльнаго наблюден¡я и не даются
умозренш. Иначе вы будете удивляться въ
человеке следствие мимо причины, или—
чтб еще хуже— сочините свои небывалый
въ природе причины и удовлетворитесь ими.
Психолопя, не опирающаяся на физшлогш,
такъ же несостоятельна, какъ и физюлогш,
не знающая о существовали анатомш. Со
временная наука не удовольствовалась
и
этимъ: химическимъ анализомъ хочетъ она
проникнуть въ таинственную лабораторно
природы, а наблюдешемъ надъ эмбрюномъ
(зародышемъ) проследить физичесшй про-
цессъ нравственнаго развитая. Но это вну-
трептй мщъ физюлогической жизни чело
века, все его сокровенный отъ насъ дей
ствие какъ результата, выказываются наг
ружи въ лице, взгляде, голосе, даже мане-
рахъ человека. А между темь, чтб такое
лицо, глаза, голосъ, манеры? Ведь это все—
тйло, внешность, следовательно, все прехо»
10