Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  532 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 532 / 734 Next Page
Page Background

289

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

щаго смирены. Уголовные законы, пытки,

казни першда Московскаго царства и поытЬ-

дующихъ временъ, до .самаго царствованш

Екатерины Великой, опять посылаютъ насъ

искать любви въ до-историчесшя времена

славянъ. Где же тутъ любовь, какъ нацю-

нальноё начало? Нащональнымъ началомъ

она никогда и не была, но была человЬче-

скимъ началомъ, поддерживавшимся въ пле­

мени его не историческимъ ноложетемъ. По-

ложете изменилось, изменились и патргар-

хальные вр:'вы, а съ ними исчезла и лю­

бовь, какъ бытовая сторона жизни. Ужъ не

возвратиться ли намъ къ этимъ временамъ?

Почему жъ бы и не такъ, если это такъ

же легко, какъ старику сделаться юношей, а

юноше— младенцемъ?..

Естественно, что подобный крайности вы-

зываютъ такш же противоположный край­

ности. Одни бросились въ фантастическую

народность; друпе— въ фантаетичесшй кос-

мополитизмъ, во имя человечества. По мне-

шю последнихъ, национальность происходитъ

отъ чисто-внбтнихъ влштй, выражаетъ со­

бою все, чтб есть въ народе неподвижнаго,

грубаго, ограниченнаго, неразумнаго, и диа­

метрально противополагается всему челове­

ческому. Чувствуя же, что нельзя отрицать

въ народе и человеческаго, противополож-

наго, по ихъ мненш, национальному, они

разделяютъ неделимую личность народа на

большинство и меньшинство, приписывая

последнему качества, дшметрально противо­

положный качествами перваго. Такими об-

разомъ, безпреетанно нападая на какой-то

д у а л и з м ъ , который они видятъ всюду,

даже тамъ, где его вовсе нетъ, они сами

впадаютъ въ крайность самаго отвлеченнаго

дуализма. Велите люди, по ихъ понятаго,

стоять вне своей национальности, и вся за­

слуга, все величш ихъ въ томъ и заключа­

ется, что они идутъ прямо противъ своей

нацшнальности, борются съ нею и побежда­

юсь ее. Вотъ истинно-русское и въ этомъ

отношенщ резко-нащональное мнете, кото­

рое не могло бы прйти въ голову евро­

пейцу! Это мнете вытекло прямо изъ лож-

наго взгляда на реформу Петра Великаго,

который, по общему въ Россш мненш, буд­

то бы уничтожили русскую народность. Это

мнете техъ, которые народность видятъ въ

обычаяхъ и предразсудкахъ, не понимая, что

въ нихъ действительно отражается, народ­

ность, но что они одни отнюдь еще не .со­

ставляюсь народности. Разделить народное

и человеческое на два совершенно чуждыя,

даже враждебный одно другому начала, зна­

чить впасть въ самый абстрактный, въ са­

мый книжный дуализмъ.

Чтб составляетъ въ человеке его высшую,

его

благороднейшую действительность?—

Ко-

Соч. Бъдинскдго. Т. IV .

нечно, то, чтб мы называемъ его духовно­

стью, т. е. чувство, разумъ, воля, въ кото-

рыхъ выражается его вечная, непреходящая,

необходимая сущность. А что считается въ

человеке низшими, случайными, относитель­

ными, преходящими?— Конечно, его тело. Из­

вестно, что наше тело мы сыздетства при­

выкли презирать, можетъ быть, потому имен­

но, что вечно живя въ логическихъ фанта­

зияхъ, мы мало его знаемъ. Врачи, напро-

тивъ, больше другихъ уважаюсь тело, по­

тому что больше другихъ знаютъ его. Вотъ

почему отъ болезней чисто-нравственныхъ

они лечась иногда средствами чисто-матерь

альными, и наоборотъ. Изъ этого видно,

что врачи, уважая тело, не презираюсь ду­

ши: они только не презираютъ тела, ува­

жая душу. Въ этомъ отношенщ они похожи на

умнаго агронома, который съ уважетемъ

смотрись не только на богатство получае-

мыхъ ими отъ земли зеренъ, но и на са­

мую землю, которая ихъ произрастила,

и

даже на грязный, нечистый и вонялий на­

вози, который усилили плодотворность этой

земли.— Вы, конечно, очень цените въ чело­

веке чувство?— Прекрасно!— такъ цените же

и этотъ кусокъ мяса, который трепещетъ

въ его груди, который вы называете серд-

цемъ и котораго замедленное или ускорен­

ное бшше верно соответствуетъ каждому дви­

жение вашей души.— Вы, конечно, очень ува­

жаете въ человеке умъ?— Прекрасно,— такъ

останавливайтесь же въ благоговейномъ изу-

мленш и передъ этой массой мозга, где

происходятъ все умственный отправлешя,

откуда по всему организму распространяют­

ся черезъ позвош чный хребетъ 1 ити нервъ,

который суть органы ощущешй и чувствъ

и которыя исполнены какихъ-то до того

тонкихъ жидкостей, что оне ускользаюсь

отъ матершльнаго наблюден¡я и не даются

умозренш. Иначе вы будете удивляться въ

человеке следствие мимо причины, или—

чтб еще хуже— сочините свои небывалый

въ природе причины и удовлетворитесь ими.

Психолопя, не опирающаяся на физшлогш,

такъ же несостоятельна, какъ и физюлогш,

не знающая о существовали анатомш. Со­

временная наука не удовольствовалась

и

этимъ: химическимъ анализомъ хочетъ она

проникнуть въ таинственную лабораторно

природы, а наблюдешемъ надъ эмбрюномъ

(зародышемъ) проследить физичесшй про-

цессъ нравственнаго развитая. Но это вну-

трептй мщъ физюлогической жизни чело­

века, все его сокровенный отъ насъ дей­

ствие какъ результата, выказываются наг

ружи въ лице, взгляде, голосе, даже мане-

рахъ человека. А между темь, чтб такое

лицо, глаза, голосъ, манеры? Ведь это все—

тйло, внешность, следовательно, все прехо»

10