Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  539 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 539 / 734 Next Page
Page Background

303

СОЧИНЕНЫ В. Г . БЭДИНСКАГО.

304

ронами его прежнихъ романовъ. Отчасти это

новое, не помнпмъ уже которое счетомъ,

подражаше Загоскина своему первому роману

— «Юрш Милославскому». Но герой посл4д-

няго романа еще безцвйтнЪе н безличн'Ье,

нежели герой перваго. О героине нечего и

говорить: это вовсе не женщина, а тЬмъ

меп4е русская женщина конца ХТП етолЬ-

ты. По своей завязке «БрынсШй НЬсъ» на-

номпнаетъ сентиментальные романы и по­

в е е т прошлаго века. СтрелецкШ сотникъ

Лбвшинъ романтически влюбляется въ ка­

кую то неземную деву, съ которой сводитъ

его судьба на постояломъ дворе. Изъ пер­

вой же части романа узнаете вы, что у бо­

ярина Буйносова пропала малолетняя дочь

въ Брынскомъ лесу, где онъ остановился

про'Ьздомъ отдохнуть съ своей холопской

свитой, состоявшей челов^къ изъ пятиде­

сяти. Узнавши это, вы сейчасъ догадыва­

етесь, что идеальная дева, пленившая Лев-

шина, есть дочь Буйносова, а вместе съ

т'Ьмъ узнаете, что будетъ далее въ романе

и ч'Ьмъ онъ кончится. Любовь двухъ голуб-

ковъ высказывается избитыми французами

романовъ прошлаго века фразами, которыя

никоимъ образомъ не могли бы войти въ го­

лову русскаго человека последней половины

ХУП столеты, когда еще не появлялась и

знаменитая книжица, рекомая: «Приклады,

какъ пишутся комплименты разные на нЬ-

мецкомъ языке, то есть писаны отъ потен-

татовъ къ дотентантамъ, поздравительные

и сожал^тельные и иные; такожде между срод-

никовъ и прытелей.» Къ слабымъ сторонамъ

романа принадлежитъ и его направлены,

происходящее отъ охоты автора приходить

въ восторгъ отъ всякихъ старинныхъ обы-

чаевъ п нравовъ, даже самыхъ нел'Ьпыхъ,

невЪжествешшхъ и варварскихъ, и ими,

кстати и некстати, колоть глаза современ-

нымъ обычаями и нравамъ. Впрочемъ, это

недостатокъ не важный: где авторъ рисуетъ

старину неправдоподобно, неверно, слабо,

тамъ онъ, разумеется, не производнтъ на

читателя никакого впечатлены, кроме скуки;

тамъ же, где онъ изображаетъ «доброе ста­

рое время» въ его истинномъ виде, какъ

писатель съ тадантомъ,—тамъ онъ всегда

достигаетъ результата, совершенно проти-

воположнаго тому, котораго добивается, т. е.

разубеждаетъ читателя именно въ томъ, въ

чемъ хочетъ его убедить, и наоборотъ. И

это лучшы страницы романа, написанныя

съ замечательными талантомъ и отлича-

ющыся большими интересомъ, какъ, напр.,

картина Земскаго приказа и достойнаго

нодьяка, Ануфры Трифоныча, разсказъ при­

казчика Буйносова о пропаже его дочери

въ глазахъ семи нянекъ и полусотни челя-

динцевъ, а главное—кар типа суда на та-

тарсшй манеръ,—суда, гдЬ, въ лице боярина

Куродавлева и пришедшихъ къ нему су­

диться двухъ мужиковъ, выказывается вся

прелесть некоторыхъ изъ старинныхъ нра­

вовъ. Къ числу хорошихъ сторонъ новаго

романа Загоскина должно отнести еще во­

обще не дурно, а местами и прекрасно очер­

ченные характеры раскольниковъ: Андрея

Поморянина, старца Пафнуты, отца Филиппа

н Волосатаго старца, и боярина Куродавлева,

добровольна™ мученика местнической спеси.

Но всехъ ихъ лучше обрисованъ Андрей

Поморянинъ. Нельзя не пожалеть, что За-

госкинъ занимаетъ въ своемъ романе вни­

мание читателя больше безцветной и скуч­

ной любовью своего героя, нежели карти­

нами нравовъ и историческихъ событий этой

интересной эпохи. Языкъ новаго романа За­

госкина, какъ и всехъ прежнихъ его рома­

новъ, везде ясенъ, проста, плавенъ, местами

одушевленъ и живъ.

Вторая, книга «Петербургскихъ Вершинъ»

Буткова показалась намъ гораздо лучше пер­

вой, хотя и первую мы не нашли дурной.

По нашему мневш, у Буткова нетъ таланта

для романа и повести, и онъ очень хорошо

делаета, оставаясь всегда въ пределахъ

свойственнаго ему одному рода дагерроти-

пическихъ разсказовъ и очерковъ. Это не

творчество, не поэзы, но это стоитъ твор­

чества, поэзш. Разсказы и очерки Буткова

относятся къ роману и повести, какъ ста­

тистика къ исторш, какъ действительность

къ поэзш. Въ ннхъ мало фантазш, зато

много ума и сердца; мало юмору, зато много

иронш и остроумы, источникъ которыхъ

симпатичная душа. Можетъ быть, таланта

Буткова одностороненъ и не отличается осо-

беннымъ объемомъ, но дело въ томъ, что

можно иметь талантъ и многостороннее и

больше таланта Буткова—и напоминать имъ

о существованш то того, то другого, еще

большаго таланта; тогда какъ талантъ Бут­

кова никого не напоминаетъ—онъ совер­

шенно самъ по себе. Вотъ почему особенно

любуемся мы имъ и уважаемъ его. Разсказы,

очерки, анекдоты—называйте ихъ, какъ хо­

тите—Буткова представляютъ собой какой-

то особенный родъ литературы, доселе не­

бывалый. Съ большимъ удовольствшмъ за­

метили мы, что въ этой второй книжке Бут-

ковъ реже впадаетъ въ карикатуру, меньше

употребляета странныхъ словъ, что языкъ

его сталъ точнее, определеннее, и содержи­

т е еще более прониклось мыслью и истиной,

чемъ было все это въ первой книжке. Это

значитъ итти впередъ. Отъ души желаемъ,

чтобы третья книжка «Петербургскихъ Вер­

шинъ» поскорее вышла.

Обращаясь къ замечательнымъ произве-