Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  531 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 531 / 734 Next Page
Page Background

2 8 ?

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.

JS88

товь много было толковъ и прежде, да не

тотъ они имели смыслъ, не то значеше.

Понятт о «действительности» совершенно

новое; на «романтизмъ» прежде смотрели,

какъ на альфу и омегу человеческой мудрости,

и въ немъ одномъ искали реш етя всЪхъ

вопросовъ; нонятю о «народности» имело

прежде исключительно литературное значеше,

безъ всякаго приложешя къ жизни. Оно,

если хотите, и теперь обращается преимуще­

ственно въ сфере литературы; но разница

въ томъ, что литература-то теперь сделалась

зхомъ жизни. Какъ судятъ теперь объ зтихъ

предметахъ—вопросъ другой. По обыкно­

венно, одни лучше, друпе хуже, но почти

все одинаково въ томъ отношенш, что въ

реш ети зтихъ вопросовъ видятъ какъ

будто собственное спасете. Въ особенности

вопросъ о «народности» сделался всеоб-

щимъ вопросомъ и проявился въ двухъ

крайностяхъ. Одни смешали съ народностью

старинные обычаи, сохранивппеся теперь

только въ простонародьи, и не любятъ, что­

бы при нихъ говорили съ неуважешемъ о

курной и грязной избе, о редьке и квасе,

даже сивухе; друпе, сознавая потребность

высшаго нацюнальнаго начала и не находя

его въ действительности, хлопочутъ выду­

мать сюз и неясно, намеками указываютъ

намъ на с м и р е п i е, какъ на выражеше

русской нащональности. Съ первыми смеш­

но спорить; но вторымъ можно заметить,

что смирете есть въ известныхъ случаяхъ

весьма похвальная добродетель для челове­

ка всякой страны, для француза, какъ и

для русскаго, для англичанина, какъ и для

турка, но что она едва ли можетъ одна со­

ставить то, что называется «народностью».

При томъ же этотъ взглядъ, можетъ быть,

превосходный въ теоретическомъ отношенш,

не совсемъ уживается съ историческими

фактами. Удельный першдъ нашъ отличает­

ся скорее гордыней и драчливостью, нежели

смирешемъ. Татарамъ поддались мы совсемъ

не отъ смиренш (что было бы для насъ не

честью, а безчестьемъ, какъ и для всякаго

другого народа), а по безсилш, вследствш

разделенш нашихъ силъ родовымъ, кров-

нымъ началомъ, подоженнымъ въ основаше

правительственной системы того времени.

1оаннъ Калита былъ хитеръ, а не смиренъ;

Симеонъ даже прозванъ былъ «гордыми»;

а эти князья были первоначальниками силы

Московскаго царства. ДимитрШ Донской ме-

чомъ, а не смирешемъ предсказалъ тата­

рамъ конецъ ихъ владычества надъ Русью.

1оанны III и IV, оба прозванные «грозны­

ми», не отличались смирешемъ. Только сла­

бый беодоръ составляетъ исключенье изъ

правила. И вообще какъ-то странно видеть

въ смиренш причину, по которой ничтож­

ное Московское княжество сделалось впо-

следствш сперва Московскимъ царствомъ, а

потомъ Российской импещей, пршсенивъ

крыльями двуглаваго орла, какъ свое досто­

и те, Сибирь, Малоросс)®, Вйлоруссш, Но-

вороссш, Крьшъ, Веесарабш, Лифляндда,

Эстляндш, Курляндш, Финляндщ, Кавказъ.

Конечно, въ русской иеторш можно найти

поразительный черты смиренья, какъ и дру-

гихъ добродетелей, со стороны правптель-

ственныхъ и частнихъ лицъ; но въ исто-

рщ какого же в,.,,ода нельзя найти ихъ,

и чемъ какой-нибудь Людовики IX уступа-

етъ въ смиренш вендору 1оанновичу?.. Тол-

куютъ еще о л ю б в и , какъ о нацюналь-

номъ начале, исключительно присущемъ од-

нимъ славянскимъ племенами, въ ущербъ

галльскимъ, тевтонскимъ и инымъ западнымъ.

Эта мысль у некоторыхъ обратилась въ ис­

тинную мономанш, такъ что кто-то изъ

этихъ «некоторыхъ» решился даже печатно

сказать, что русская земля смочена слезами,

а отнюдь не кровью, и что слезами, а не

кровью отделались мы не только отъ та-

таръ, но и отъ нашествш Наполеона... Не

правда ли, что въ этихъ словэхъ высошй

образецъ ума, зашедшаго за разумъ, вслед-

ствщ увлеченья системой, теорий, несообраз­

ной съ действительностью?.. Мы, напротивъ,

думаемъ, что любовь есть свойство челове­

ческой натуры вообще и такъ же не можетъ

быть исключительной принадлежностью од­

ного народа и племени, какъ и дыхаше,

зрЬше, голодъ, жажда, умъ, слово... Ошибка

тутъ въ томъ, что относительное принято

за безусловное. Завоевательная система, по­

ложившая основаше европейскими государ­

ствами, тотчасъ же породила тамъ чисто-

юридичесшй быть, въ которомъ само наси­

ди и угнетете приняло видъ не произвола,

а закона. У славянъ же, напротивъ, господ­

ствовали обычай, вышедппй изъ кроткихъ

и любовныхъ патршрхадьныхъ отношешй.

Но долго ли продолжался этотъ патртр-

хальный быть, и что мы знаемъ о немъ

достоверна™? Еще до уделънаго перюда

встреч аемъ мы въ русской иеторш черты

вовсе нелюбовныя—хитраго воителя Олега,

суроваго воителя Святослава, потомъ Свя-

тополка (убШцу Бориса и Глеба), детей

Владимща, возставшихъ на своего отца, и

т. п. Это, скажутъ, занесли къ намъ варя­

ги и—прибавимъ мы отъ себя—положили

этими начало искаженно любовнаго патршр-

хальнаго быта. Изъ чего же въ такомъ слу­

чае и хлопотать? Удельный першдъ такъ

же мало першдъ любви, какъ и смиренш;

это скорее першдъ резни, обратившейся въ

обычай. О татарскомъ першд-Ь нечего и го­

ворить: тогда лицемерное и предательское

смирете было нужнее и любви, и настоя-