Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  530 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 530 / 734 Next Page
Page Background

285

I. КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ.

2 8 6

какой русскгй человекъ поннмаетъ чуждыя

ему нащональности—въ этомъ заключается

равно и его слабая, и его сильная сторона.

Слабая потому, что этой многосторонности

действительно много номогаетъ его настоя­

щая независимость отъ односторонности соб-

ственныхъ нащональныхъ интересовъ. Но

можно сказать съ достоверностью, что эта

независимость только п о м о г а е т ъ этой

многосторонности; а едва ли можно сказать

съ какой-нибудь достоверностью, чтобы она

н р о и з в о д и л а ее. По крайней мере намъ

кажется, что было бы слишкомъ смело при­

писывать положенно то, что всего более

должно нриписывать природной даровитости.

Не любя гадатй и мечтатй и пуще всего

боясь провзвольныхъ, имеющихъ только

субъективное значеше, выводовъ, мы не

утверждаемъ за непреложное, что русскому

народу предназначено выразить въ своей

нащональности наиболее богатое и много­

стороннее содержите, и что въ этомъ за­

ключается причина его удивительной спо­

собности воспринимать и усвоивать себе

все чуждое ему; но смеемъ думать, что по­

добная мысль, какъ предположена, выска­

зываемое безъ самохвальства и фанатизма,

не лишена основашя...

Просимъ извиненш у гг. славянофнловъ,

если мы приписали имъ что-нибудь такое,

чего они не думали или не говорили: если

бы они могли упрекнуть насъ въ чемъ-ни-

будь подобномъ, пусть примутъ это за про­

стую и неумышленную ошибку съ нашей

стороны. Еаковы бы ни были ихъ понятая

или, по-нашему, ошибки и заблуждешя, мы

уважаемъ ихъ источникъ. Мы можемъ со­

чувствовать всякому искреяному, независи­

мому и благородному въ его начале убежде­

нш, не только не разделяя его, но и видя

въ немъ дтметральную противоположность

нашему убежденш. На чьей стороне истина

—разсудитъ время, ведший и непогреши-

тельный судья всехъ умственныхъ и теоре-

тическихъ тяжбъ. Журналъ, который теперь

одинъ остался органомъ славянофильскаго

направлен«!, объявилъ некогда «неприми­

римую вражду» всякому противоположному

направленно. Нго касается до насъ, им'Ъя

свое определенное направлена, свои горячш

убеждетя, воторыя намъ дороже всего на

свете, мы тоже готовы защищать ихъ все­

ми силами нашими и вместе съ тймъ про­

тивоборствовать всякому противоположному

направлешю и убежденш, но мы хотели

бы защищать наши мненш съ достоин-

ствомъ, а противоположнымъ—противобор­

ствовать съ твердостью и спокойствшмъ,

безъ всякой вражды. Къ чему вражда? Кто

враждуетъ, тотъ сердится, а кто сердится,

тотъ чувствуетъ, что онъ не правъ. Мы

имйемъ самолюбш до того считать себя

правыми въ главныхъ основаншхъ нашихъ

убеждешй, что не имйеыъ никакой нужды

враждовать и сердиться, смешивать идеи

съ лицами, и вместо благородной и позво­

ленной борьбы мнйшй заводить безполезную

и неприличную борьбу личностей и само-

любШ...

На свете - н'Ьтъ ничего безусловно важ-

наго или неважнаго. Противъ этой истины

могутъ спорить только те исключительно

теоретичесшя натуры, который до тбхъ

поръ и умны, пока носятся въ общихъ от-

влеченностяхъ, а какъ скоро спустятся въ

сферу приложешй общаго къ частному, сло-

вомъ,—въ мЁръ действительности, тотчасъ

оказываются сомнительными насчетъ нор-

мальнаго состоянш ихъ мозга. О такихъ

людяхъ русская поговорка выражается, что

у нихъ умъ за разумъ зашелъ,—выражеше,

столько же глубокомысленное, сколько и

справедливое, потому что оно не отнимаетъ

у людей этого разбора ни ума, ни разсудка,

но только указываетъ на ихъ неправильный,

превратный действие, словно на два испор­

тившаяся колеса въ машине, который дйй-

ствуютъ одно за другое, вопреки своему

назначенш, и этимъ делаютъ всю машину

негодной къ употреблению. И такъ ,. все на

свете только относительно важно или не

важно, велико или мало, старо или ново.

«Какъ,—снажутъ намъ,—и истина, и добро­

детель — понятая относительный?» — Ыетъ,

какъ п о н я т 1е, какъ мы с л ь , онй безу­

словны и вечны; но какъ о с у щ е с т в л е ­

н а , какъ ф а к т ъ—онй относительны. Идея

истины и добра признавалась всеми наро­

дами во вей века; но что непреложная

истина, что добро для одного народа или

вйка, то часто бываетъ ложью или зломъ

для другого народа въ другой векъ. Поэтому

безусловный, иди абсолютный сдособъ сужде­

ние есть самый легшй, но зато и самый

ненадежный; теперь онъ называется абстракт-

нымъ, или отвлеченнымъ. Ничего нетъ

легче, какъ определить, чфмъ долженъ быть

человекъ въ нравственномъ отношенш; но

ничего нетъ труднее, какъ показать, почему

вотъ этотъ человекъ сделался тбмъ, что

онъ есть, а не сделался темъ, чемъ бы

ему, по теорш нравственной философш, сле­

довало быть.

Вотъ точка зренш, съ которой мы нахо-

димъ признаки зрелости современной рус­

ской литературы въ явленшхъ, повидимому,

еамыхъ обыкновенныхъ. Присмотритесь, при­

слушайтесь: о чемъ больше всего толкуютъ

наши журналы?—о народности, о действи­

тельности. На что больше всего нападаютъ

они?—на романтизмъ, мечтательность, отвле­

ченность. О некоторыхъ изъ этихъ предме-