Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  528 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 528 / 734 Next Page
Page Background

2 8 1

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

282

делать это своихъ противниковъ. И вотъ

где ихъ истинная заслуга» Заснуть въ само-

любивыхъ мечтахъ, о чемъ бы онЬ не были

—о нашей, ли народной славе, или о на-

шемъ европеизме,—равно безплодно и вред­

но, ибо сонъ есть не жизнь, а только грё­

зы о жизни; и нельзя не сказать спасибо

тому, кто прерветъ такой сонъ. Въ самомъ

дйлй, никогда изучение русской нсторш не

имело такого серьезнаго характера, какой

приняло оно въ последнее время. Мы во-

прошаемъ и допрашиваемъ прошедшее, что­

бы оно объяснило намъ наше настоящее

и намекнуло о нашемъ будущемъ. Мы какъ

будто испугались за нашу жизнь, за наше

значеше, за наше прошедшее и будущее,

и скорйе хотимъ решить ведишй вопросъ:

«быть или не быть?». Тутъ уже дйло

идетъ не о томъ, откуда пришли варяги—

съ Запада иди съ Юга, изъ-за БалтШскаго

или изъ-за Черна® моря,—а о томъ, про­

ходить ли черезъ нашу исторш какая-

нибудь живая органическая мысль, и если

проходить, какая именно; каюя наши отно-

шенш къ нашему прошедшему, отъ кото-

раго мы какъ будто оторваны, и къ Западу,

съ которымъ мы какъ будто связаны. И

результатомъ этихъ хлопотливыхъ и тре-

вожныхъ изслйдоватй начинаетъ оказы­

ваться, что, во-нервыхъ, мы не такъ резко

оторваны отъ нашего прожедшаго, какъ

думали, и не такъ тесно связаны съ Запа-

домъ, какъ воображали. Когда руесшй бы-

ваетъ за границей, его слушшотъ, имъ

интересуются не тогда, какъ онъ истинно-

европейски разсуждаетъ о европейскихъ во-

просахъ, но когда онъ суднтъ о нихъ, какъ

руссшй, хотя бы по этой причинй сужденш

его были ложны, пристрастны, ограничены,

односторонни. И потому онъ чувствуетъ

тамъ необходимость придать себ!} характеръ

своей нацюнальности и, за пеим’Ьшемъ луч-

шаго, становится славянофиломъ, хотя на

время и при томъ неискренно, чтобы только

чймъ-нибудь казаться въ глазахъ иностран-

цевъ. Съ другой стороны, обращаясь къ

своему настоящему положен®, смотря на

него глазами еомнЪшя и наследованы, мы

не можемъ не видеть, какъ во многихъ

отношеншхъ смешно и жалко успокоилъ

насъ нашъ руссшй европеизмъ насчетъ

нашихъ русскихъ недостатковъ, забЬливъ и

зарумянивъ, но вовсе не изгладивъ ихъ.

И въ этомъ отношены поездки за границу

чрезвычайно полезны намъ: многю изъ

русскихъ отправляются туда решительными

европейцами, а возвращаются оттуда, сами

не зная кймъ, и по тому самому съ искрен­

ними желашемъ сделаться русскими. Чтб

же все это означаетъ?—Неужели славяно­

филы правы, и реформа Петра Великаго

только лишила насъ народности и сделала

междоумками? И неужели они правы, го­

воря, что намъ надо воротиться къ обще­

ственному устройству и нравамъ времени

не то баснословнаго Гостомысла, не то царя

Алексея Михайловича (насчетъ этого сами

господа славянофилы еще не условились

между собой)?..

Нетъ, это означаетъ совсбмъ другое, а

именно то, что Россы вполне исчерпала,

изжила эпоху преобразованы, что реформа

совершила въ ней свое дело, сделала для

нея все, чтб могла и должна была сделать,,

и что настало для Росши время развивать­

ся самобытно, изъ самой себя. Но мино­

вать, перескочить, перепрыгнуть, такъ ска­

зать, эпоху реформы и воротиться къ пред­

шествовавшими ей временами: неужели это

значить развиваться самобытно? Смешно

было бы такъ думать уже по одному тому,,

что это такая же невозможность, какъ и

переменить порядокъ годовыхъ времени,

заставивъ за весной следовать зиму, а за

осенью—лето. Это значило бы еще при­

знать явлены Петра Великаго, его реформу

и последующая собьтя въ Россш (можетъ

быть, до самаго

1812

года,—эпохи, съ ко­

торой началась новая жизнь для Россш),

признать ихъ случайными, какпмъ-то тя­

желыми сномъ, который тотчаеь исчезаетъ

и уничтожается, какъ скоро проснувшШся

человеки открываетъ глаза. Но такъ ду­

мать сродно господами Маниловыми. По­

добный собьтя въ жизни народа слишкомъ

велики, чтобъ быть случайными, и жизнь

народа не есть утлая лодочка, которой каж­

дый можетъ давать произвольное направ.хе-

ше легкими движешемъ весла. Вместо того

чтобъ думать о невозмо.кномъ и смешить

всехъ на свой счетъ самолюбивыми вмй-

шательствомъ въ историческая судьбы, го­

раздо лучше, признавши неотразимую и не-

изменимую действительность существующаго,

действовать на его основанш, руководясь

разумомъ и здравыми смысломъ, а не Ма­

ниловскими фаятазыми. Не объ изменены

того, чтб совершилось безъ нашего ведома

и чтб смеется надъ нашей волей, должны

мы думать, а объ измЬненш самихь себя

на основанш уже указанна® намъ пути

высшей насъ волей. Дело въ томъ, что пора

намъ перестать к а з а т ь с я и начать быт ъ ,

пора оставить, какъ дурную привычку, до­

вольствоваться словами и европейских формы

и внешности принимать за европеизмъ..

Скажемъ более: пора намъ перестать восхи­

щаться европейскими потому только, что

оно не азштекое, но любить, уважать его,

стремиться къ нему потому только, что оно

ч е л о в е ч е с к о е , и на этомъ <*снованш

все европейское, дъ чемъ нетъ человече-