Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  527 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 527 / 734 Next Page
Page Background

279

СОЧИНЕНШ В. Г. БЫИНСКАГО.

280

средствевноеть иностранная казалась выше

всякаго таланта русекаго. Умйя отдавать

справедливость чужому, русское общество

уже умйетъ ценить и свое, равно чуждаясь

какъ хвастливости, такъ и уничижении

Но если оно болйе интересуется хорошей

русской повестью, нежели превосходнымъ

иностраннымъ романомъ, въ этомъ виденъ

огромный шагъ впередъ съ его стороны.

Въ одно и то же время умйть видеть пре­

восходство чужого надъ своимъ и все-таки

ближе принимать къ сердцу свое,—тутъ

нйтъ ложнаго патрштизма, нйтъ ограничен-

наго пристрастил тутъ только благородное

и законное стремлеше сознать себя...

Натуральную школу обвиняютъ въ стре-

млeнiи все изображать съ дурной стороны.

Какъ водится, у однихъ это обвиненш—

умышленная клевета, у другихъ—искрен­

няя жалоба. Во всякомъ случай возмож­

ность подобнаго обвиненш ноказываетъ

только то, что натуральная школа, не­

смотря на ея огромные успйхи, существуетъ

еще недавно, что къ ней не успйли еще

привыкнуть, и что у насъ еще много людей

Карамзинскаго образоватя, которыхъ ри­

торика имйетъ свойство утйнгать, а исти­

на—огорчать. Разумеется, нельзя, чтобы

вей обвиненш противъ натуральной школы

были положительно ложны, а она во всемъ

была непогрйшптельно нрава. Но если бы

ея преобладающее отрицательное направле-

ше и было односторонней крайностью, и въ

этомъ есть своя польза, свое добро: при­

вычка вйрно изображать отрицательный явле-

шя жизни дастъ возможность тймъ же дю-

дямъ

или

ихъ послйдователямъ, когда при-

детъ время, вйрно изображать и положи­

тельный явленш жизни, не становя ихъ на

ходули, не преувеличивая, словомъ, не идеа­

лизируя ихъ риторически.

Но внй мша собственно беллетристиче-

скаго влшнш Карамзина до сихъ поръ еще

очень ощутительно. Это всего лучше дока-

зываетъ такъ-называемая партш с л а в я н о ­

ф и л ь с к а я . Извйстно, что въ глазахъ Ка­

рамзина 1оаннъ III былъ выше Петра Ве-

ликаго, а до-петровская Русь лучше Росши

новой. Вотъ источникъ такъ - называемого

славянофильства, которое мы, впрочемъ, во

многихъ отношеншхъ считаемъ весьма важ­

ными явлешемъ, доказывающими въ свою

очередь, что время зрйлости и возмужа­

лости нашей литературы близко. Во вре­

мена дйтства литературы вейхъ занимают,

вопросы, если даже и важные сами по себй,

то не имйюнце никакого дйльнаго примй-

ненш къ

жизни

.

Такъ-называемое славяно­

фильство безъ всякаго сомнйнш касается

самыхъ жизненныхъ, самыхъ важныхъ во-

просовъ нашей общественности. Какъ оно

ихъ касается и какъ оно къ ними отно­

сится—это другое дйло. Но прежде всего

славянофильство есть убйждеше, которое,

какъ всякое убйждеше, заслуживаетъ пол-

наго уваженш, даже и въ такомъ случай,

если съ ними вовсе не согласны. Славяно-

филовъ у насъ много, и число ихъ все уве­

личивается,—фактъ, который тоже говоритъ

въ пользу славянофильства. Можно сказать,

что вся наша литература, а съ нею и часть

публики, если не вся публика, раздйлилась

на двй стороны—славянофиловъ, и не-сла-

вянофиловъ. Много можно сказать въ поль­

зу славянофильства, говоря о причинахъ,

вызвавтпхъ его явлеше; но, раземотрйвшн

его ближе, нельзя не увидйть, что суще-

ствованш и важность этой литературной

котерш чисто-отрицательныя, что она вы­

звана и живетъ не для себя, а для оправ-

данш и утвержденш именно той идеи, на

борьбу съ которой обрекла себя. Поэтому

нйтъ никакого интереса говорить съ сла­

вянофилами о томъ, чего они хотятъ, да и

сами они неохотно говорятъ и пишутъ объ

этомъ, хотя и не дйлаютъ изъ этого ни­

какой тайны. Дйло въ томъ, что положи­

тельная сторона ихъ доктрины заклю­

чается въ какихъ-то туманныхъ, мистиче-

скихъ предчувствшхъ побйды Востока надъ

Западомъ, которыхъ несостоятельность слиш-

комъ ясно обнаруживается фактами дйй-

ствительности, вейми вмйстй и каждымъ

порознь. Но отрицательная сторона ихъ

ученш гораздо болйе заслуживаетъ вни-

манш, не въ томъ, что она говоритъ про­

тивъ гнпощаго будто бы Запада (Запада

славянофилы рйшителъно не понимаютъ,

потому что мйряютъ его на восточный

аргаинъ); но въ томъ, чтб они говорятъ

противъ русекаго европеизма, а объ этомъ

они говорятъ много дйльнаго, съ чймъ

нельзя не согласиться хотя на половину,

какъ, напримйръ, что въ русской жизни

есть какая-то двойственность, слйдовательно,

отсутствш нравственнаго единства; что это

лишаетъ насъ рйзко выразившагося нащо-

нальнаго характера, какимъ, къ чести ихъ,

отличаются почти вей европейсше' народы;

что это дйлаетъ насъ какими-то междо-

умками, которые хорошо умйютъ мыслить

по-французски, по-нймецки и по-анипйски,

но никакъ не умйютъ мыслить по-русски;

и что причина всего этого въ реформй

Петра Великаго. Все это справедливо до

извйстной степени. Но нельзя остановиться

на признаши справедливости какого бы то

ни было факта, а должно изелйдовать его

причины, въ надеждй въ самомъ злй найти

и средства къ выходу изъ него. Этого

славянофилы не дйлали и не сдйлали; но

зато они заставили если не сдйлатт- '-■>