Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  525 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 525 / 734 Next Page
Page Background

275

С0ЧИНЕН1Я

В. Г.

БМИНСКАГО.

276

ко сознанш, но и стремленш къ нему, стало

быть, не было никакихъ умственныхъ и

нравственныхъ интересовъ; следовательно,

онъ долженъ былъ взять для своей поэзш

совершенно чуждое, но зато готовое содер­

жаще, выражая въ своихъ стихахъ чувства,

понятая и идеи, выработанный не нами, не

нашей жизнью и не на нашей почве. Это

значило сделаться риторомъ поневоле, потому

что понятая чуждой жизни, выдаваемый за

понятая своей жизни, всегда риторика. Еще

более риторикой были въ то время евро-

пейсте кафтаны, камзолы, башмаки, парики,

робронды, мушки, ассамблеи, менуэты и

т. д. Но кто же, кроме теоретиковъ и фан-

тазеровъ, скажетъ, чтобы теперь европей­

ская одежда и нравы не сделались нацю-

нальными для лучшей, т. е. образованней­

шей части русекаго общества, нисколько не

мешая ему быть русскимъ на самомъ де­

ле, а не по названью только? Скажемъ

более: въ отношенш только къ обра­

зованнейшей части русекаго общества,

но и всего народа русекаго, теперь сдела­

лись чистой риторикой все понятая, опре-

д'Ъленж и слова до-петровскаго русекаго

быта,—и если бы военные и гражданств

чины наши были переименованы въ стра-

теговъ, бояръ, стольниковъ и т. п.,— про­

стой народъ тутъ ровно бы ничего не по-

нялъ. То же самое, благодаря Ломоносову,

совершилось и въ литературномъ MipE: все

подделки подъ народность теперь пахнутъ

простонародностью, т. е. пошлостью, и все

попытки въ этомъ роде самыхъ даровитыхъ

писателей отзываются риторикой.

«Но какимъ же чудомъ, — спрсснтъ

насъ, — внешнее, абстрактное заимствова­

н а чужого и искусственное перенесете

его на родную почву,— какимъ. чудомъ

могло породитъ оно живой органичестй

плодъ?»— Въ ответъ на это скажемъ то

же, что уже говорили: решете этого во­

проса безъ сомпоюя интересно; но намъ

нетъ дела до него: для насъ довольно ска­

зать, что такъ, именно такъ было, что это

историчесшй фактъ, достоверности кото-

раго не можетъ и подумать опровергать

тотъ, у кого есть глаза, чтобъ видеть, и

уши, •чтобъ слышать. Писатели, въ кото-

рыхъ выразилось прогрессивное движете

черезъ освобождена литературы русской

отъ Ломоносовскаго влшнш, нисколько не

думали объ этомъ: это делалось у нихъ

безеознательно; за нихъ работалъ духъ вре­

мени, котораго они были органами. Они

высоко уважали Ломоносова, какъ поэта,

благоговёли передъ его гешемъ, старались

подражать ему, и все-таки больше и больше

отходили отъ него. Разительный примйръ

этого —Державинъ. Но въ томъ-то и со-

стоитъ жизненность европейскаго начала,

привитаго къ нашей народности Петромъ

Великимъ, что оно не коснеетъ въ мертвой

стоячести, но движется, идетъ впередъ,

развивается. Если бы Ломоносовъ не взду-

малъ писать одъ по образцу современныхъ

ему немецкихъ яоэтовъ и французскаго

лирика Жанъ-Батиста Руссо, не вздумалъ

писать своей «Петриды» по образцу Вир-

гшпевой «Энеиды», где вместе съ Петромъ

Великимъ, героемъ своей поэмы, едфлалъ

действующимъ лицомъ и Нептуна, засадивъ

его съ тритонами и наядами на дно про-

хладнаго Белаго моря; если бы, говоримъ

мы, вместо всехъ этихъ книжныхъ шко-

лярныхъ нелепостей онъ обратился къ

источникамъ нашей народной поэзш—къ

«Слову о Полку Игоревомъ», къ русскимъ

сказкамъ (известнымъ теперь по сборнику

Еирши Данилова), къ народнымъ песнямъ

и, вдохновленный, проникнутый ими, на ихъ

чисто-народномъ основанш решился бы

построить здаше новой русской литературы:

что бы тогда вышло?—Вопросъ, повиди-

мому, важный, но въ сущности препустой,

нохояпй на вопросы въ роде следующихъ:

что было бы, если бы Петръ Велиюй ро­

дился во Францш, а Наполеонъ—въ Рос­

ши, или: что было бы, если бы за зимой

следовала не весна, а прямо лето? и т. п.

Мы можемъ знать, что было и что есть, но

какъ намъ знать, чего не было или чего

нетъ? Разумеется, и въ сфере исторш все

мелкое, ничтожное, случайное могло бы быть

и не такъ, какъ было; но ея велишя отбы­

тая, имеюпця вшяше на будущность наро-

довъ, не могутъ быть иначе, какъ именно

такъ, какъ они бываютъ, разумеется, въот-

ношенш къ главному ихъ смыслу, а не къ

подробностямъ проявлешя. Петръ Ведший

могъ построить Петербурга, пожалуй, тамъ,

где теперь Шлиссельбурга, или по край­

ней мере хоть немного выше, т. е. дальше

отъ моря, чемъ теперь; могъ сделать но­

вой столицей Ревель или Ригу: во всемъ

этомъ играла большую роль случайность,

разный обстоятельства; но сущность дела

была не въ томъ, а въ необходимости но­

вой столицы на берегу моря, которая дала

бы намъ средство легко и удобно сноситься

съ Европой. Въ этой мысли уже не было

ничего случайнаго, ничего такого, чтб могло

бы равно и быть, и не быть, или быть иначе,

нежели какъ было. Но для техъ, для кого

не существуетъ разумной необходимости

великихъ историческихъ событай, мы, по­

жалуй, готовы признать важность вопроса:

что было бы, если бъ Ломоносовъ основалъ

новую русскую литературу на народномъ

начале?— и ответимъ имъ, что изъ этого

ровно ничего не вышло бы. Однообразный