Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  524 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 524 / 734 Next Page
Page Background

273

I.

критичкскш

СТАТЬИ.

274

дарственная жизнь, но не было жизни об­

щественной, потому что тогда не было об­

щества, а былъ только дворъ, на который

вей емотрйли, но который знали только при­

надлежавши къ нему. Не было общества,

не было и общественной жизни, обществен-

ныхъ интересовъ; поэзш и литератур!} не

откуда было брать содержаше, и потому онй

существовали и поддерживались не сами

собой, а покровитедьетвомъ сильныхъ и

знатныхъ, и носили характеръ оффищадь-

ный. Такъ должно смотрйть на эту эпоху,

сравнивая ее съ нашей; но не такъ должно

смотрйть на нее, сравнивая ее съ эпохой

Ломоносова: тутъ былъ сравнительно боль­

шой прогрессъ. Если въ это время еще не

было общества, зато именно въ это время

оно зарождалось, потому что блескъ и обра­

зованность двора начинали тогда отражаться

и на среднемъ дворянствй, и тогда же на­

чали устанавливаться въ немъ тй нравы,

которые мы видимъ теперь. И потому, кро-

мй огромной разницы въ поэтическомъ геши,

Державинъ уже имйлъ передъ Ломоносо-

вымъ большое преимущество и со стороны

содержанья для своей поэзш, хотя онъ былъ

человйкомъ безъ образованш, не только

безъ учености. Поэтому поэзш Державина

далеко разнообразнйе, живйе, человйчнйе

со стороны содержанш, нежели поэзш Ло­

моносова. Причина этого не въ томъ толь­

ко, что Ломоносовъ былъ больше превос­

ходный стихотворецъ, нежели поэтъ, тогда

какъ Державинъ отъ природы получилъ

поэтичесшй гешй, но и въ сравнительномъ

успйхй общества временъ Екатерины Ве­

ликой передъ обществомъ временъ импе­

ратрицы Анны и Елизаветы.

По этой же причинй литература екате-

рииинскаго времени рйшительно заслоняетъ

собой предшествовавшую ей литературу,

Кромй Державина, въ то время былъ Фон-

визинъ, — первый даровитый комикъ въ

русской литературй, писатель, котораго те­

перь не только чрезвычайно интересно из­

учать, но котораго читать есть истинное на-

слаждеше. Въ его лицй русская литерату­

ра какъ будто даже преждевременно сдй-

дала огромный шагъ къ сближенью съ дйй-

ствительноетью: его сочпненш—живая лй-

топись той эпохи. Въ это же время лите­

ратура наша отъ древнихъ литературъ, из­

учавшихся въ семинаршхъ п на семинар-

сшй ладъ, начала исключительно накло­

няться къ французской литературй. Вслйд-

ствш этого начали хлопотать о такъ-назы-

ваемой л е г к о й л и т е р а т у р й , въ которой

блисталъ Вогдановичъ. Къ концу царство-

вашя Екатерины явился Карамзинъ, дав­

ний русской литературй новое направлен^.

Мы не будемъ говорить о его великихъ за-

слугахъ, его великомъ влшш'и на нашу ли­

тературу и черезъ нее на образоваше на­

шего общества. Мы не будемъ также вхо­

дить въ подробности о сдйдовавшихъ за

нпмъ писателяхъ. Скажемъ коротко, что въ

каждомъ изъ нихъ видно постепенное осво­

бождена отъ кннжнаго, риторическаго на-

правленш, даннаго Ломоносовыми нашей

литературй, и поотененное сбдижеше лите­

ратуры съ обществомъ, съ жизнью, съ дйй-

ствительностью. Загляните въ лицейскш сти-

хотворенщ Пушкина, даже во многш изъ

пьесъ въ первой части его сочинешй, имъ

самимъ изданныхъ—и вы увидите въ нихъ

влшше почти вейхъ предшествовавшихъ ему

ноэтовъ, отъ Ломоносова до Жуковскаго и

Ьатюшкова включительно. Баснописецъ Кры-

ловъ, предшествуемый Хемницеромъ и Дми­

тровыми, такъ сказать, приготовнлъ языкъ

и стнхъ для беземертной комедш Грпбойдова.

Стало быть, въ нашей литературй всюду жи­

вая историческая связь, новое выходить изъ

стараго, лоелйдующее объясняется предыду­

щими и ничто не является случайно. «Но,—-

опросить насъ, можетъ быть,—въ чемъ же

заключалась важная заслуга Ломоносова, если

вся заслуга послйдутощихъ писателей со­

стояла въ постепеиной эманципацш русской

литературы изъ-нодъ его влшшя, слйдоватедь-

но, въ томъ, что они старались писать не такъ,

какъ онъ пнеалъ? И не странное ли эго

противорйчш—говорить съ уважешемъ о за-

слугахъ и генщ писателя, котораго вы же

сами называете риторомъ?»

Во-первыхъ, Ломоносовъ нисколько не

былъ риторомъ по его натурй: для этого

онъ былъ слишкомъ великъ; но его сдйлали

риторомъ не отъ него завиейвппя обстоя­

тельства. Его сочиненш раздйляются на

ученыя и литературныя: къ послйднимъ мы

отноеимъ оды, «Петршду», трагедщ, словомъ,

—вей стихотворные его опыты и похваль­

ный Слова. Въ его ученыхъ сочиненшхъ

по части астрономш, физики, химш, метал­

лурги, навигацш—нйтъ риторики, хотя онй

и писаны длинными першдами по латино-

нймецкой конструкцш, съ глаголами въ кон-

цй; но его стихотворный произведенья и

похвальный рйчи преисполнены риторики.

Отчего же это? Оттого, что для ученыхъ

своихъ сочинешй у него было готовое со­

держанте, которое добылъ онъ себй наукой

п трудомъ въ нймецкой землй, и котораго

ему не нужно было дожидаться или допра­

шиваться у своего отечества. Пршбрйтенное

учешемъ и трудомъ онъ развили и увели-

чилъ собствеинымъ гешемъ. Стало быть,

онъ зяалъ, чтб писалъ, и не нуждался въ

риторикй. Содержанш же для своей поэзш онъ

не могъ найти въ общественной жизни своего

отечества, потому что тутъ не было не толь-