263
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКДГО.
264
сказать, две песни Лихача-Кудрявича? У
кого, кроме Кольцова, можно встретить та-
ше стихи:
Грудь бЁлая волнуется,
Что рЁченька глубока—
Песку со дна не выкинетъ.
Въ
лицё
огонь, въ глазахъ туманъ...
Смеркаетъ степь, горитъ заря...
На гумнЁ—ни снопа,
Въ закромахъ—ни зерна;
На дворЁ, по травЁ,
Хоть шаромъ покати.
Изъ клЁтей домовой
Соръ метлою посмелъ,
II лошадокъ за долгъ
По
сосёдямъ
развелъ.
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
В
сё
заказаны?
Не держи жъ, пусти, дай волюшку
Тамъ опять
мнё
жить,
гдёйхочотся
,
Безъ талана—гдп таланиться,
Молодымъ кудрямъ счастливиться.
Отчего жъ
н а
свётъ
ГлядЁть хочется,
ОблетЁть его
Душа просится?
Мы не выбирали этихъ отрывковъ, но
брали, что прежде попадалось на глаза.
Выписывать все хорошее—значило бы боль
шую часть пьесъ Кольцова въ одной и той
же книге напечатать вдвойне. И потому
мы не войдемъ въ подробный разборъ от-
д’Ьльныхъ ньесъ. Скажемъ просто: если бы
Кодьцовъ написалъ только такш пьесы,
какъ «Сов'Ьтъ старца», «Крестьянская пи
рушка», «Размышлеше поселянина», «Два
прощанщ», «Размолвка», «Кольцо», «Шсня
старика», «Не шуми ты, рожь», «Удалецъ»,
«Ты не пой, соловей», «Шсня пахаря», «Не
на радость, не на счастье», «Всякому свой
талантъ», «Шсню о Грозномъ», «Я любила
его», «Нго онъ ходитъ за мной», «Нынче
ночью къ себе»,—и тогда въ его таланте
нельзя было бы не признать чего-то необы-
кновеннаго. Но что же сказать о такихъ
пьесахъ, какъ «Урожай», «Молодая жница»,
«Косарь», «Раздумье селянина», «Горькая доля»,
«Пора любви», «ПослЬдшй поцелуй», <Въ
пол’Ь вйтеръ вйетъ», «Шсня разбойника»,
«Тоска по воле», «Говорили мне другъ
прощаючпсь», «Безъ ума, безъ разума», «Раз
лука», «Разсчетъ съ жизнью», «Перепутье»,
«Дуютъ ветры», «Грусть девушки», «Доля
бедняка», «Ты прости-прощай», «Разсту-
питесь, лйса темные», «Какъ здоровъ да
молодъ»? — Т ак т пьесы громко говорятъ
сами за себя, и кто бы не увидалъ въ нихъ
огромного таланта, съ т6мъ нечего и словъ
тратить—съ слепыми о цвЬтахъ не разсу-
ждаютъ. Нто же касается до пьесъ: «¿ГЬсъ»
(посвященный памяти Пушкина), «Две пйс-
ни Лихача-Кудрявича», «Ахъ, зачгЬмъ меня»,
«Измена суженой», «Деревенская беда», «ВГг-
етво», «Путь», «Что ты спишь, мужичокъ»,
«Въ непогоду , вРтеръ», «Дума сокола»,
«Светить солнышко», «Такъ и рвется душа»,
«Много есть у меня», «Не весна тогда»,
«Хуторокъ» и «Ночь»—эти пьесы принад
лежать не только къ лучшими пьесами
Кольцова, но и къ числу замйчательнМшихъ
произведений русской поэзш. Мы не гово-
римъ уже о неподражаемомъ превосходстве
собственно лирпческихъ песенъ —• талантъ
Кольцова былъ по преимуществу лирический;
но не можемъ не указать на повествова
тельный характеръ пьесъ: «Измена суженой»,
«Деревенская
беда»,
«Бегство», обе «песни
Лихача-Кудрявича», и на страстно-драмати-
честй характеръ пьесъ: «Хуторокъ» и «Ночь».
Почти все песни Кольцова писаны пра
вильными размеромъ, но этого вдругъ не
заметишь, а если заметишь, то не безъ
удивленш. Дактилическое окончаше ямбовъ
и хореевъ и полуриема, вместо риемы, а
часто и совершенное отсутствш риемы, какъ
созвучш слова, но, взамёнъ, всегда ривма
смысла или целаго реченш, целой соот
ветственной фразы—все это приближаетъ
размерь песенъ Кольцова къ размеру на-
родныхъ песенъ. Кольцовъ не имели яс-
наго понятая о версификацш, и руковод
ствовался только своими слухомъ. И по
тому безъ всякаго старашя и даже совер
шенно безсозиательно умелъ онъ искусно
замаскировать правильный размерь своихъ
песенъ, такъ что его и не подозреваешь
въ нихъ. При томъ онъ придали своему
стиху такую оригинальность, что и самые
ихъ размёры кажутся совершенно ориги
нальными. И въ этомъ отношенш, какъ и
во всеми другомъ, подражать Кольцову
невозможно: легче сделаться такими же,
какъ онъ, оригинальными поэтомъ, нежели
въ чемъ-нибудь подделаться подъ него.
Съ ними родилась его поэзш, съ ними и
умерла ея тайна.
Шкоторыя песни Кольцова положены
на музыку многими нашими композиторами.
Жаль, что это большей частью не лучгаш
его песни, что произошло, вероятно, отъ
того, что песни Кольцова были доселе раз-
сеяны во множестве першдическихъ из-
дашй. Теперь выходомъ въ свети этой
книги музыкальному таланту предоста
вляется прекрасное поприще для состязанш
съ поэтическими талантомъ. Руссше звуки
поэзш Кольцова должны породить много
новыхъ мотивовъ нацшнальной музыки. И
придетъ время, когда песни Кольцова пой-
. дутъ въ народи и будутъ петься на всеми
пространстве безпредельной Руси, какъ