2 5 5
СОЧИНЕНШ В. Г. БЪ 1ИНСКАГО.
25(5
Но сходное и общее между ними, несмотря
на всю огромность разделяющего ихъ про
странства,—это та оригинальность и само
бытность, которая порсждаетъ множество
подражателей, но ни одного самостоятельна-
го таланта, которой можно подражать, но ко
торой невозможно усвоить. И вотъ где суще
ственное отличш гетальнаго таланта отъ
обыкновеннаго. ПослЪдшй есть не более,
какъ посредникъ между гешемъ и толпой,
родъ фактора, необходимаго для облегченш
сношенШ между ними: невольно увлекаясь
идеями генш, онъ ихъ совлекаетъ съ ихъ
высокаго, недоступнаго толпе пьедестала и
тЬмъ самымъ прнбдижаетъ ихъ къ разумЗшш
толпы. Подъ рукой таланта, идеи генш, такъ
сказать, мельчаютъ и опошливаются, но
этимъ самымъ оггЬ и делаются популярными,
становятся всъмъ доступными и каждому
известными. И потому талантъ совершаете
великое дело; но въ этомъ случае онъ делает
ся жертвой собственнаго успеха: по мере
того, какъ онъ более знакомите и сближаете
толпу съ гешемъ, добродушно думая знакомить
и сближать ее только съ самимъ собой,—тол
па все более и более отворачивается отъ
него, обращаясь все более и более къ са
мому генпо, непосредственный сяошенш съ
которымъ стали для нея уже возможными
и доступными. Сделавши свое дело, талан
ты (потому что для такого дела одного
таланта мало, а нужна толпа тадантовъ)
забывают-я; имена ихъ остаются въ исто-
рш литературы, но сочиненш предаются более
или менее полному забвенш.
Но мы все-таки еще не сказали послед
ний) слова о существенномъ различш ме
жду геншльнымъ и обыкновенными талан-
томъ. Оно заключается въ тайне натуры
человека. Въ человеке, владЬющемъ обык
новенными талантомъ, таланть есть сила
абстрактная, родъ капитала, который при
надлежите своему владельцу, но который
—не одно съ ними. Продолжимъ наше срав-
неше. Потерявши капитали, можно нажить
другой: капитали — внешнее средство для
жизни, но не сама жизнь. Какъ часто
ви
дами
мы людей, которые, долгое время поль
зовавшись огромной известностью своего
таланта, пережили свой талантъ и свою из
вестность, и которые, несмотря на то, су
мели вознаградить себя другими благами
жизни: прюбрели болыше чины и болышя
деньги и прекрасно живутъ себе безъ та
ланта и безъ славы. Не такозъ человеки,
одаренный геятлънымъ талантомъ: его не
льзя отделить отъ его таланта, его талантъ—
его жизнь, его кровь, его духи, его плоть,
б и т е его сердца, дыхаше его груди, сло-
вомъ—весь онъ самъ. Это роковая сила,
которая всегда будете мчать его къ одной
цели, къ одной деятельности, наперекоръ
судьбе, рождешю. воспитанш, всеми внеш
ними обстоятельствами его жизни, какъ бы
ни были они сильны-' Онъ страстенъ къ
славе и очень не чуждъ самодщбш; но еще
не въ этомъ только источникъ его ничемъ
неудержимаго стремлетя къ Творчеству: оно
у него—инстинкте, натура, страсть. Въ от
ношении къ своему призванно онъ смело
можетъ сказать о себе:
Я зналъ одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, какъ червь, во мнЪ жила,1;
Изгрызла душу и сожгла.
Я’ эту страсть во тьм’Ь ночной
Вскормили слезами и тоской;
Ее предъ небомъ и землей
Я нын’Ь громко призпаю
И о прощенш не молю.
Сила геншльнаго таланта основана на
живомъ, неразрывномъ единстве ч е л о в е
к а с ъ п о э т о м ъ . Туте замечательность
таланта происходите отъ замечательности
человека, какъ л и ч н о с т и , какъ н а т у р ы ,
тогда какъ обыкновенный талантъ отнюдь не
условливаетъ собой необыкновеннаго чело
века; тута человеки и таланть — каждый
сами по себе, и человеки въ отношенш къ
таланту есть то же, что ящики въ отяоше-
ши къ деньгами, которыя въ немъ лежать.
Сильная и богатая натура всегдг отличает
ся отъ натуръ обыкновеняыхъ, никогда на
нихъ не похожа, всегда оригинальна, — и
удивительно ли, если печать этой ориги
нальности налагаете она и на свои творе-
нш? Самобытность поэтическихъ произведе
н а есть отражеше самобытности создавшей
ихъ личности.
У всякаго человека есть лицо, следова
тельно, всяшй человеки есть л и ч н о с т ь ;
и однако жъ въ человеческомъ роде горазда
больше существъ неопределенныхъ, безцвет-
ныхъ, безхарактерныхъ, следовательно, б е з -
л и ч н ы х ъ, нежели существъ съ резкими
выражешемъ особенности. Лицо есть выра-
жеше, душа человека; но ведь есть лица,,
которыхъ нельзя забыть, рази увидевши, и
есть лица, которыя видишь безпрестанно
целые годы и забываешь, не видя неделю.
Следовательно, л и ч н о с т ь имеете свои сте
пени и свою постепенность, чемъ общее,
теми ничтожнее она; чемъ более поража
ете оригинальностью, теми она выше. По
этому гешй есть высочайшее развитае лич
ности. Тайну генш составляете собственно
не умъ; умъ, и часто весьма замечатель
ный, бываете и у обыкновенныхъ людей;—
не талантъ; талантъ, и притомъ весьма за
мечательный, часто бывает ь и у обыкно
венныхъ людей;—не сердце: оно тоже, ж