Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  514 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 514 / 734 Next Page
Page Background

253

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

254

ветъ. Гешй всегда открываете своими тво-

реншми новый, никому до него неизв'Ьст-

ный, ник’Ьмъ не подозреваемый мфъ дей­

ствительности Толпа живетъ и движется,

но безсознательно; переживши известный

историчесюй момента и уже нося въ самой

себе все элементы новаго существованья,

она темъ упорнее держится формъ стара-

го. Является гешй—и возвещ&етъ людямъ

новую жизнь, начала которой они уже но­

сили въ себе, и корень которой скрывался

уже въ самомъ прошедшемъ. Но толпа не

признаетъ своего участья въ деле гешя;

дико и враждебно смотритъ она на новый

мь'ръ мысли и формы, открывающийся въ

его творевшхъ, и только немнопе берутъ

его сторону, и только новыя поколешя

унрочиваютъ за нимъ победу. Имя гешя—

мидлшнъ, потому что въ груди своей но-

ситъ онъ страданья, радости, надежды и

стремленш мшшоновъ. И вотъ въ чемъ за­

ключается в с е о б щ н о с т ь его идей и идеа-

ловъ: они касаются всехъ, они всемъ нуж­

ны, они существуютъ не для избранныхъ,

не для того или другого сословш, но для

целаго народа, а черезъ него и для всего

человечества. Частность и исключитель­

ность, напротивъ, есть достоите таланта,—

и потому бываютъ таланты, произведен^

которыхъ нравятся или только веселымъ и

счастливымъ, или только меланхоликамъ и

несчастнымъ, или только образованнымъ

классамъ общества, или только низшимъ

слоямъ его, и т. д. Есть люди, которые не­

чаянно открывали въ себе таланта черезъ

какой-нибудь внешнй и случайный тол-

чокъ: одпнъ отъ того, что ослепъ, другой

отъ того, что лишился любимой имъ жен­

щины, третьй отъ того, что пострадалъ за

правое дёло, или за преступлена, въ кото-

ромъ былъ невиненъ, и т. д. Безъ этихъ

случайностей все эти люди никогда не

сделались бы поэтами. Естественно, что

каждый изъ нихъ поетъ на одинъ и тотъ

же ладъ и всегда одно и то же, и потому

нравится только людямъ, которые одинако­

во съ нимъ настроены и находятъ въ его

пронзведешяхъ отголоски своихъ личныхъ

шцущешй или примененш къ обстоятедь-

ствамъ своей жизни. Отсутствие оригиналь­

ности и самобытности всегда есть характе­

ристически признакъ таланта: онъ живетъ

не своей, а чужой жизнью, его вдохновенье

есть не что иное, какъ «пленной мысли

раздражение >,—мысли, захваченной у генш

или подслушанной у самой толпы. Таланта

не управляетъ толпой, а льстить ей, не

утверждаете даже новой моды, а идета за

модой; куда дуетъ ветеръ, туда и стремит­

ся онъ. Поди онъ противъ—и его сейчасъ

забудутъ, а этого-то онъ и боится больше

всего на свете. Иногда онъ кажется ори-

гинальнымъ п въ свою очередь порождаете

толпу подражателей; но эта оригинальность

тотчасъ исчезаете, какъ скоро привык­

нуть и приглядятся къ ней, и оказывается

или результатомъ чуждаго влшнш, или лро-

явлешемъ дурного вкуса эпохи; а толпа

подражателей доказываете только то, что

и таланта имеетъ степени, и менее талант­

ливые подражаютъ более талантливому.

Очевидно, что гешй и таланта суть

только крайшя степени, противоположные

полюсы творческой силы, и что между ними

должно быть что-нибудь среднее. Въ са­

момъ деле, иначе мфъ искусства былъ бы

очень скуденъ, состоя изъ однихъ гешаль-

ныхъ творевШ, окруженныхъ развалинами

эфемерныхъ произведен^ таланта Напро-

тнвъ, во всехъ сферахъ человеческой дея­

тельности исторш сохранила имена людей,

которые не были геншми, не были полно­

мочными властелинами своего времени, но

темъ не менее имели на него свое дей­

ствительное влшше, и потому заняли хотя

и второстепенныя, но почетный места въ

благодарной памяти потомства. Въ сфере

искусства такихъ людей называютъ боль­

шими и великими талантами, въотличш отъ

гешевъ и отъ обыкновеяныхъ талантовъ. Но

это назваше довольно неопределенно. Ыы

думаемъ, къ такимъ людямъ лучше бы шло

назваше г е н т а л ь н ы х ъ т а л а н т о в ъ ,

какъ выражающее и ихъ сродство съ ге-

шемъ и съ талантомъ, и ту средину, кото­

рую они занимаютъ между темъ и другимъ.

Но слова ничего не значатъ, если не

выражаютъ идеи, доказывающей ихъ не­

обходимость и действительность. И потому

мы должны оправдать употребляемое нами

выражеше «гешальнаго таланта», показавши

его отношеше къ «генш» и «таланту». Гешадь-

ный таланта отличается отъ обыкновенная

таланта [тЬмъ, что, подобно генш, живетъ

собственной жизнью, творить свободно, а не

подражательно, и на свои творенш налагаете,

печать оригинальности и самобытности со

стороны какъ содержашя, такъ и формы.

Отъ гешя же онъ отличается объемомъ сво­

его содержашя, которое у него бываетъ менее

обще и более частно. И потому гешй есть

полный властелинъ своего времени, которое

носить на себе его имя,—тогда какъ влшше

гешальнаго таланта, какъ бы оно ни было

сильно, всегда простирается только на одну

какую-нибудь сторону искусства и жизни.

Другими словами: гешй захватываете и на­

полняете собой нелую область современной

ему действительности, гешальный таланта—

одинъ уголокъ ея. Что въ гешй составляете

полноту его сущеетвованш,—то въ гешалъ-

номъ таланте есть какъ бы отблескъ генш.