253
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
254
ветъ. Гешй всегда открываете своими тво-
реншми новый, никому до него неизв'Ьст-
ный, ник’Ьмъ не подозреваемый мфъ дей
ствительности Толпа живетъ и движется,
но безсознательно; переживши известный
историчесюй момента и уже нося въ самой
себе все элементы новаго существованья,
она темъ упорнее держится формъ стара-
го. Является гешй—и возвещ&етъ людямъ
новую жизнь, начала которой они уже но
сили въ себе, и корень которой скрывался
уже въ самомъ прошедшемъ. Но толпа не
признаетъ своего участья въ деле гешя;
дико и враждебно смотритъ она на новый
мь'ръ мысли и формы, открывающийся въ
его творевшхъ, и только немнопе берутъ
его сторону, и только новыя поколешя
унрочиваютъ за нимъ победу. Имя гешя—
мидлшнъ, потому что въ груди своей но-
ситъ онъ страданья, радости, надежды и
стремленш мшшоновъ. И вотъ въ чемъ за
ключается в с е о б щ н о с т ь его идей и идеа-
ловъ: они касаются всехъ, они всемъ нуж
ны, они существуютъ не для избранныхъ,
не для того или другого сословш, но для
целаго народа, а черезъ него и для всего
человечества. Частность и исключитель
ность, напротивъ, есть достоите таланта,—
и потому бываютъ таланты, произведен^
которыхъ нравятся или только веселымъ и
счастливымъ, или только меланхоликамъ и
несчастнымъ, или только образованнымъ
классамъ общества, или только низшимъ
слоямъ его, и т. д. Есть люди, которые не
чаянно открывали въ себе таланта черезъ
какой-нибудь внешнй и случайный тол-
чокъ: одпнъ отъ того, что ослепъ, другой
отъ того, что лишился любимой имъ жен
щины, третьй отъ того, что пострадалъ за
правое дёло, или за преступлена, въ кото-
ромъ былъ невиненъ, и т. д. Безъ этихъ
случайностей все эти люди никогда не
сделались бы поэтами. Естественно, что
каждый изъ нихъ поетъ на одинъ и тотъ
же ладъ и всегда одно и то же, и потому
нравится только людямъ, которые одинако
во съ нимъ настроены и находятъ въ его
пронзведешяхъ отголоски своихъ личныхъ
шцущешй или примененш къ обстоятедь-
ствамъ своей жизни. Отсутствие оригиналь
ности и самобытности всегда есть характе
ристически признакъ таланта: онъ живетъ
не своей, а чужой жизнью, его вдохновенье
есть не что иное, какъ «пленной мысли
раздражение >,—мысли, захваченной у генш
или подслушанной у самой толпы. Таланта
не управляетъ толпой, а льстить ей, не
утверждаете даже новой моды, а идета за
модой; куда дуетъ ветеръ, туда и стремит
ся онъ. Поди онъ противъ—и его сейчасъ
забудутъ, а этого-то онъ и боится больше
всего на свете. Иногда онъ кажется ори-
гинальнымъ п въ свою очередь порождаете
толпу подражателей; но эта оригинальность
тотчасъ исчезаете, какъ скоро привык
нуть и приглядятся къ ней, и оказывается
или результатомъ чуждаго влшнш, или лро-
явлешемъ дурного вкуса эпохи; а толпа
подражателей доказываете только то, что
и таланта имеетъ степени, и менее талант
ливые подражаютъ более талантливому.
Очевидно, что гешй и таланта суть
только крайшя степени, противоположные
полюсы творческой силы, и что между ними
должно быть что-нибудь среднее. Въ са
момъ деле, иначе мфъ искусства былъ бы
очень скуденъ, состоя изъ однихъ гешаль-
ныхъ творевШ, окруженныхъ развалинами
эфемерныхъ произведен^ таланта Напро-
тнвъ, во всехъ сферахъ человеческой дея
тельности исторш сохранила имена людей,
которые не были геншми, не были полно
мочными властелинами своего времени, но
темъ не менее имели на него свое дей
ствительное влшше, и потому заняли хотя
и второстепенныя, но почетный места въ
благодарной памяти потомства. Въ сфере
искусства такихъ людей называютъ боль
шими и великими талантами, въотличш отъ
гешевъ и отъ обыкновеяныхъ талантовъ. Но
это назваше довольно неопределенно. Ыы
думаемъ, къ такимъ людямъ лучше бы шло
назваше г е н т а л ь н ы х ъ т а л а н т о в ъ ,
какъ выражающее и ихъ сродство съ ге-
шемъ и съ талантомъ, и ту средину, кото
рую они занимаютъ между темъ и другимъ.
Но слова ничего не значатъ, если не
выражаютъ идеи, доказывающей ихъ не
обходимость и действительность. И потому
мы должны оправдать употребляемое нами
выражеше «гешальнаго таланта», показавши
его отношеше къ «генш» и «таланту». Гешадь-
ный таланта отличается отъ обыкновенная
таланта [тЬмъ, что, подобно генш, живетъ
собственной жизнью, творить свободно, а не
подражательно, и на свои творенш налагаете,
печать оригинальности и самобытности со
стороны какъ содержашя, такъ и формы.
Отъ гешя же онъ отличается объемомъ сво
его содержашя, которое у него бываетъ менее
обще и более частно. И потому гешй есть
полный властелинъ своего времени, которое
носить на себе его имя,—тогда какъ влшше
гешальнаго таланта, какъ бы оно ни было
сильно, всегда простирается только на одну
какую-нибудь сторону искусства и жизни.
Другими словами: гешй захватываете и на
полняете собой нелую область современной
ему действительности, гешальный таланта—
одинъ уголокъ ея. Что въ гешй составляете
полноту его сущеетвованш,—то въ гешалъ-
номъ таланте есть какъ бы отблескъ генш.