Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  491 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 491 / 734 Next Page
Page Background

207

СОЧИПЕЩЯ В. Г. БЪЛИНСКЛГО.

2 0 8

были признаны к л а с с и ч е с к и м и , т. е.

образцовыми, — такими, который могли чи­

таться въ училищахъ, въ к л а с с а х ъ , какъ

непогр’Ьшительные образцы, достойные по-

дражйшя. Потомъ дошли до убеждены, что

писать хорошо можно не иначе, какъ раб­

ски подражая древнимъ. Разумеется, по­

дражать древнимъ можно было только въ

формй, а не въ духе, но и это не могло не

вредить доброволънымъ подражателямъ, по­

тому что это значило новый духъ зако­

вывать въ старый и чуждьш ему формы.

Такъ и было во Францш. Но французов«}

писатели, подражая древнимъ, на зло са­

мими себе и безъ собственнаго ведома,

оставались верными своему нацюнадьному

духу, тогда какъ ихъ подражатели, думая

быть греками и римлянами, были ровно

ничемъ. Объ уравновешены природы и

духа, выражавшемся въ пластически-пре-

красной форме, никто не имелъ ни малей-

шаго понятая, а все твердили только о

знаменитомъ тршдинстве, плохо понятомъ

изъ Аристотеля. Толковали, правда, и то­

гда, что въ классическомъ искусстве форма

преобладаешь надъ идеей, а въ романги-

. ческомъ, наоборотъ, — идея надъ формой.

Но это, во-первыхъ, не совсемь было верно

въ отношены. къ древнему искусству, по­

тому что въ немчт видно было примирены

духа съ природой, уравновешены идеи съ

формой, а не перевеоъ формы надъ идеей.

Равными образомъ не совсемъ верно су­

ди ы и о романтизме, считая его предста­

вителями не только Шекспира, но и Бай­

рона,—тогда какъ истинные представители

романтизма были трубадуры и менестрели,

а изъ известныхъ поэтовъ разве, только

Петрарка и Дантъ, первый въ своихъ со-

нетахъ, иеполнеиныхъ мечтательной иде­

альной любви, а второй въ своей чудо­

вищной и тймъ не менее великой поэме,

исполненной католическихъ тенденщй и

богоеловскихъ аллегорий и такъ полно от­

разившей въ себе -всю уродливо-величавую

жизнь среднихъ вековъ. Новейшее искус­

ство скорее должно стремиться подойти къ

древнему, нежели къ романтическому, оста­

ваясь въ сущности ровно ни темь, ни дру-

гимъ. Все это теперь ясно, какъ день. Но

тогда водросъ былъ многосдоженъ, и спо-

рящш стороны не понимали ни себя, ни

другъ друга. Какъ ни бросались въ фидосо-

фш, что ни твердили о внЬшнемъ и внутрен­

нему о форме и идее, но главными вопро-

сомъ все-таки оставалось освобождена отъ

условныхъ нравилъ, безъ нужды стеснявшихъ

вдохновеше и отдалявшихъ искусство отъ

естественности, самобытности и народности.

Вопроеъ стоили споровъ, дело стоило

битвы. Теперь иа этомъ поле все тихо и

мертво, забыты и побежденные; и победи­

тели; но плоды победы остались, и литера­

тура навсегда освободилась отъ условныхъ

и стеснительныхъ правилу евязывавшихъ

вдохновеше и стоявшихъ непреодолимой пло­

тиной для самобытности и народности. И пер-

вымъ ноборникомъ и пламеннымъ бойцомъ

является въ этой битве Полевой, какъ жур­

налисту публицисту критикъ, беллетристъ.

«Московсшй Телеграфъ» былъ явлеш-

емъ необыкновеннымъ во всехъ отяоше-

ншхъ. Человеку почти вовсе неизвестный

въ литературе, нигде не учивпийсй, ку-

пецъ зваными, берется за изданы журнала,

—и его журналъ съ первой же книжки

изумляешь всехъ живостью, свежестью, но­

востью, разнообразный, вкусомъ, хорошимъ

языкомь, наконецъ, верностью въ каждой

строке однажды принятому и резко выра­

зившемуся направленно. Такой журналъ

не мигъ не быть замеченЕымъ и въ толпе

хорошихъ журвадовъ, но среди мертвой,

вялой, безцветной, жалкой журналистики то­

го времени оыъ былъ изумительнымъ явле-

шемъ. И съ первой до последней книжки

своей издавался онъ въ течете почти десяти

лйтъ съ той постоянной заботливостью, съ

тймъ внимашемъ, съ тймъ неослабеваемымъ

стремлешемъ къ улучшенш, которыхъ источ-

никомъ могутъ быть только призваны и

страсть. Первая мысль, которую тотчасъ же

началъ онъ развивать съ энергый и талан-

томъ, которая постоянно одушевляла его,

была мысль о необходимости умственнаго

движешя, о необходимости следовать за

успехами времени, улучшаться, итти впе-

реду избегать неподвижности и застоя, какъ

главной причины гибели просвещены, обра­

зованы, литературы. Эта мысль, теперь общее

место даже для всякаго невежды и глупца,

тогда была новостью, которую почти все

приняли за опасную ересь. Надо было раз­

вивать ее, повторять, твердить о ней, чтобы

провести ее въ общество, сделать ходячей

истиной. Н это еовершилъ Полевой! Боже

мой! какъ взъелись на него за эту мысль

ученые невежды, безталанные литераторы,

плохы журналисты, закосневшы въ иредраз-

судкахъ старики! И какъ усилилась эта буря

негодованы и злобы умной, оригинальной,

чуждой предразеудковъ критикой «Московска-

го Телеграфа», высказывавшаго свои мнЬшя

прямо, не смотревшаго ни на каше автори­

теты! И было изъ чего сердиться на этотъ

журналъ: неть возможности пересчитать все

авторитеты, уничтоженные имъ! И сколько

было тогда великнхъ писателей, которые ни­

чего путнаго не написали! Одинъ дубовыми

стишищами переложили расиновскую тра-

гедпо; другой напиеалъ мадригалъ ЛилетЬ

и трюлетъ Хлое; третай—дюжину плакенвыхъ