Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  488 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 488 / 734 Next Page
Page Background

2 0 1

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

2 0 2

ности, Карамзинъ принялъ вс-Ь авторитеты;

по крайней м'Ьр'Ь не счелъ нужнымъ воз-

ставать противъ техъ, которыхъ не при-

знавалъ втайне. Самъ онъ былъ вполне гла­

вой литературной эпохи и изъ новыхъ пи­

сателей только Дмитрову уступалъ пальму

первенства въ стихотворствЬ. Во всемъ

прочемъ онъ безусловно первенствовалъ

въ литературЬ и былъ въ ней не только

первымъ литераторомъ, но и первымъ по-

этомъ, какъ нувеллистъ-романистъ. И это

первенство было безусловно признано всеми.

Нападки на Карамзина славянофиловъ того

времени, нодъ предводительствомъ Шиш­

кова, касались одного языка и были при

томъ слишкомъ ничтожны сами но себе,

потому что на стороне пуристовъ были

только книжники, а на стороне Карамзина —

вся публика. Не такъ былъ принять Пуш-

кинъ. Онъ былъ слишкомъ великъ, чтобы

тотчасъ же быть понятыми и оцененными

всеми. И потому его встретили, *съ одной

стороны, восторженные клики молодого по-

нолйнш, а съ другой—ожесточенная брань

теоретяковъ и людей привычки, для кото­

рыхъ хорошо все старое, и дурно все но­

вое. При томъ же хотя поэзш Пушкина, въ

смысле историческаго развитая, и была,

такъ сказать, результатами поэтическихъ

устшй всЬхъ прежде него бывшнхъ поэтовъ,

отъ Ломоносова до Жуковскаго и Батюш­

кова,—гймъ не меггйе однако жъ она была

и ихъ отрицашемъ. По крайней мере такъ

могло казаться съ перваго взгляда. Тогда

естественно многими могла прШтн -въ го­

лову такая дилемма: «Если сочиненш Пуш­

кина, писанный вопреки всймъ правилами,

извлеченными изъ творешй ведикихъ ге-

шевъ и утвержденными веками, если они—

истинныя ноэтическш произведенш, то

произведеьпя нашихъ ведикихъ поэтовъ

(Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, Пе­

трова, Державина, Богдановича), писанный

по вЬковымъ правилами,—уже не истинныя

ноэтическш творении» Это ихъ по инстинк­

ту решило не признавать въ Пушкине

поэта или по крайней м1;рй видеть въ немъ

не более, какъ обыкновенный талантъ, спо­

собный писать только безъ правилъ. Съ

своей стороны, восторженные почитатели

Пушкина естественнымъ образомъ доходили

до такой же несправедливости въ отношенш

къ его предшественникамъ на поэтическомъ

поприщ!;. Такъ всегда раздЬляетъ людей на

ДВ'Ь

крайшя стороны всякая резкая реформа.

Тогда литература стада вопросомъ, съ ко-

торымъ незаметно слились мнопе вопросы

о жизни. Вопросъ долженъ былъ родить

живые споры, упорныя битвы за

мненш,

ареной которыхъ должна была сделаться

журналистика.

Теперь понятна роль Полевого въ нашей

литературй. Она условливалась обстоятель­

ствами. По роду своихъ способностей, По­

левой имйлъ большое сходство съ Карам­

зиным^ его доставало на все—на повесть,

на романъ, на драму, на стихи, на исторш.

Но играть первую роль въ литературе для

него было уже невозможно, потому что тогда

былъ Пушкинъ, а при истинномъ великомъ

поэте нельзя играть роль поэта человеку,

не рожденному поэтомъ. Сверхъ того, По­

левой въ вопросе о поэзш находился подъ

влшшемъ Пушкина, какъ живой практики

всЬхъ теорий о поэзш; но Пушкинъ въ этомъ

отношенш ни съ какой стороны не могъ на­

ходиться ни подъ чьимъ влшншмъ, потому

что самъ могъ черпать идеи изъ того же

источника, который служилъ всякому журна­

листу, т. е. изъ личнаго знакомства съ ино­

странными литературами. Въ этомъ отношенш

Пушкинъ былъ однимъ изъ образованнМгаихъ

людей своей эпохи, и ужъ, конечно, не изъ

русскихъ журналовъ могъ учиться и следить

за ходомъ европейскаго развитая.

Но, несмотря на это, Полевому пред­

стояла роль деятельная и блестящая, впол­

не сообразная съ его натурой и способ­

ностями. Онъ былъ рожденъ на то, чтобъ

быть журналистомъ, и былъ имъ по при-

званш, а не по случаю. Чтобъ опенить его

журнальную деятельность и ея огромное

влшше на русскую литературу, необходимо

взглянуть на состоите, въ которомъ находи­

лась тогда литература и особенно журна­

листика. Первые опыты Пушкина огласились

по всей Россш, проникала во вс-Ь ея захолустья,

въ которыя дотоле проникли только буквари

и сонники. Масса читателей увеличилась

чрезъ это по крайней мере вдесятеро и

стала походить на публику. Везде чувство­

валась потребность въ определенномъ вкусе,

следовательно, и въ теорш. А этого-то тогда

и не было. Все авторитеты стояли на не­

приступной высоте: Сумарокова считали

великимъ писателемъ; между Лононосовымъ

и Державинымъ не видели никакой разницы;

басни Крылова считались ниже басенъ

Дмитрюва. Великихъ писателей было безъ

счету, и объ нихъ позволялось говорить однЬ

только похвальный фразы, которыя давне

уже обратились въ общш места. Литератур­

ные нравы вполне соответствовали такимъ

литературными понятшмъ. Молодой чело-

вЬкъ, желанной попасть въ писатели, долженъ

былъ прежде всего найти себе мецената

или между знаменитыми писателями, или

между знаменитыми покровителями литера­

туры, затемъ долженъ былъ добиться лест­

ной чести—попасть на литературные вечера

своего мецената. Тамъ предстоялъ ему долпй

искусъ: прежде всего онъ обязапъ былъ «ме