203
СОЧЛЗЕНШ В
Г.
БЪДЙНСКАГО.
204
сметь своего сужденш иметь»; его дело
было слушать умныя рЪчи опытныхъ лю
дей, молча пли словесно во всемъ соглашать
ся съ ними. * Только со временемъ, уже
прюбр'Ьтя лестную реиутацш грибоЪдовекаго
Молчалина, могъ онъ дерзнуть просить по
зволены—прочесть свое первое произведете.
Прочтя его, онъ выелушивалъ критику и
совЬты, обизанъ былъ переменять, пере
правлять и передЬлывать каждую строку,
каждое слово, которое не одобрялось кЬмъ-
дибо изъ опытныхъ и почтенныхъ знатоковъ
словесности. Сто разъ переделанное и пере
правленное его детище поступало, наконецъ,
въ печать. Еще лете десятокъ—и литература
русская обогащалась, въ лице этого нови-
щанта, или писателемъ съ талантомъ, но уже
безъ всякой самостоятельности, или дюжин-
нымъ писакой. Во всякомъ случай онъ посту-
палъ тогда, съ благословенш своихъ меце-
натовъ, въ число опытныхъ и знаменитыхъ
писателей,—и вое верили, что онъ—боль
шой писатель, потому что за него ручались
не его сочинены, а .тате знаменитые авто
ритеты. ЗагЬмъ онъ самъ понадалъ въ авто
ритеты й меценаты, и въ отношеши къ
другими играли такую же курьезную роль,
какую играли въ отношенш къ нему
знаменитости, которые «вывели его въ
люди». Теперь это невероятно, а тогда
<5ыло такъ!
Св'Ьжо предайте, а вйрится съ хрудомъ!
Всякое независимое, самобытное мнете,
всяшй свЬжтй голоси, все, что не отзыва
лось рутиной, преданными, авторитетами,
общими местами, ходячей фразой, — все
это считалось ересью, дерзостью, чуть не
буйствомъ...
А журналы тогдашше?.. «ВЬстникъ Евро
пы», вышедши изъ-подъ редакцш Карам
зина, только поди кратковременными завЪ-
дывашемъ Жуковскаго напоминали о своемъ
прежнемъ достоинстве. Затемъ онъ ста
новился все суше, скучнее и пустее, нако
нецъ, сделался просто сборникомъ статей,
безъ направлены, безъ мысли, и потеряли
совершенно свой журнальный характеръ.
Конечно, всегда, даже въ самые худшие
годы свои, былъ онъ лучше всехъ журна-
довъ, существовавшихъ въ Россы до «Мо-
сковскаго Журнала», издававшегося Ка
рамзиными въ 1791 и 1792 годахъ. И не
дшю: благодаря Карамзину, ему и ие было
возможно быть хуже ихъ; но онъ долженъ
былъ бы считать своей обязанностью быть
лучше даже карамзанскаго «Вестника Евро
пы», потому что съ техъ поръ, какъ Ка-
рамзинъ оставили его (съ 1804 года), мно
го прошло времени, и отъ издателя уже не
требовалось таланта Карамзина, чтобы воз
высить и улучшить начатый имъ журналъ
Но вышло не такъ. Въ начале двадцатыхъ
годовъ «Вестники Европы» былъ ндеаломъ
мертвенности, сухости, скуки
ж
какой - то
старческой заплесневелоети. О другихъ
журналахъ не стоить и говорить: иные изъ
нихъ были сравнительно лучше «Вестника
Европы», но не какъ журналы съ мнешемъ
и направленный, а только какъ сборники
разныхъ статей. «Сынъ Отечества» даже
принимали на свои, до крайности серые и
жестше, листки стихотворенш Пушкина, Ба-
ратынскаго и другихъ иоэтовъ новой тох’да
школы, даже открыто взяли на себя обя
занность защищать эту шкоду; но теми не
менее самъ онъ представляли собой смесь
стараго съ новыми и отсутствн: всякихъ
начали, всего, что похоже на определенное
и ни въ чемъ не противоречащее сеОЕ
мнеше. Какъ судили и рядилъ «Сыпи Оте
чества» объ искусстве даже впоследствии,
можно видеть изъ его определен¡я р о м а н
т и з м а , который, по его мненш, начался
съ Байрона и отличается отъ классицизма
теми, что начинаетъ съ половины или даже
съ конца дела!..
Вообще должно заметить, что война за
такъ-называемый романтизмъ противъ такъ-
называемаго классицизма была начата не
Полевыми. Романтическое брожеше было
общими между молодежью того времени.
Острыя и бойкы полемическы статейки
Ыарлинскаго противъ литературныхъ етаро-
веровъ, иечатавшыся въ «Сыне Отечества»,
и его Же такъ-называемые обзоры русской
словесности, печатавипеся въ извеотномъ
тогда альманахе, трехъ-месячный сборники
«Мнемозина», все это выразило собою со
вершенно новое направлены литературы,
котораго органомъ были «Телеграфъ», и
все это несколькнми годами упредило по-
явлеше «Телеграфа». Следовательно, Поле
вой не былъ ни первыми, ни единственными
представителемъ новаго направленш русской
литературы, какъ Карамзинъ былъ въ свое
время первыми и почти единственными
представителемъ новаго направленш, почти
имъ же одними и произведеннаго, потому
что нодле его имени въ этомъ деле можно
вспомнить только два другихъ имени —
Макарова и Дмитрова.
Но это нисколько не уменьшаете заслуги
Полевого: мы увидимъ, что онъ сумели-
на своемъ пути стать выше всехъ сопер-
ничествъ и даже восторжествовать въ борьбе
противъ всехъ враждебныхъ соревно
ваний...
Романтизмъ—вотъ слово, которое было
написано на знамени этого смелаго, неуто-
мимаго и даровитаго бойца, — слово, кото
рое отстаивали онъ даже и тогда, когда