Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  489 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 489 / 734 Next Page
Page Background

203

СОЧЛЗЕНШ В

Г.

БЪДЙНСКАГО.

204

сметь своего сужденш иметь»; его дело

было слушать умныя рЪчи опытныхъ лю­

дей, молча пли словесно во всемъ соглашать­

ся съ ними. * Только со временемъ, уже

прюбр'Ьтя лестную реиутацш грибоЪдовекаго

Молчалина, могъ онъ дерзнуть просить по­

зволены—прочесть свое первое произведете.

Прочтя его, онъ выелушивалъ критику и

совЬты, обизанъ былъ переменять, пере­

правлять и передЬлывать каждую строку,

каждое слово, которое не одобрялось кЬмъ-

дибо изъ опытныхъ и почтенныхъ знатоковъ

словесности. Сто разъ переделанное и пере­

правленное его детище поступало, наконецъ,

въ печать. Еще лете десятокъ—и литература

русская обогащалась, въ лице этого нови-

щанта, или писателемъ съ талантомъ, но уже

безъ всякой самостоятельности, или дюжин-

нымъ писакой. Во всякомъ случай онъ посту-

палъ тогда, съ благословенш своихъ меце-

натовъ, въ число опытныхъ и знаменитыхъ

писателей,—и вое верили, что онъ—боль­

шой писатель, потому что за него ручались

не его сочинены, а .тате знаменитые авто­

ритеты. ЗагЬмъ онъ самъ понадалъ въ авто­

ритеты й меценаты, и въ отношеши къ

другими играли такую же курьезную роль,

какую играли въ отношенш къ нему

знаменитости, которые «вывели его въ

люди». Теперь это невероятно, а тогда

<5ыло такъ!

Св'Ьжо предайте, а вйрится съ хрудомъ!

Всякое независимое, самобытное мнете,

всяшй свЬжтй голоси, все, что не отзыва­

лось рутиной, преданными, авторитетами,

общими местами, ходячей фразой, — все

это считалось ересью, дерзостью, чуть не

буйствомъ...

А журналы тогдашше?.. «ВЬстникъ Евро­

пы», вышедши изъ-подъ редакцш Карам­

зина, только поди кратковременными завЪ-

дывашемъ Жуковскаго напоминали о своемъ

прежнемъ достоинстве. Затемъ онъ ста­

новился все суше, скучнее и пустее, нако­

нецъ, сделался просто сборникомъ статей,

безъ направлены, безъ мысли, и потеряли

совершенно свой журнальный характеръ.

Конечно, всегда, даже въ самые худшие

годы свои, былъ онъ лучше всехъ журна-

довъ, существовавшихъ въ Россы до «Мо-

сковскаго Журнала», издававшегося Ка­

рамзиными въ 1791 и 1792 годахъ. И не

дшю: благодаря Карамзину, ему и ие было

возможно быть хуже ихъ; но онъ долженъ

былъ бы считать своей обязанностью быть

лучше даже карамзанскаго «Вестника Евро­

пы», потому что съ техъ поръ, какъ Ка-

рамзинъ оставили его (съ 1804 года), мно­

го прошло времени, и отъ издателя уже не

требовалось таланта Карамзина, чтобы воз­

высить и улучшить начатый имъ журналъ

Но вышло не такъ. Въ начале двадцатыхъ

годовъ «Вестники Европы» былъ ндеаломъ

мертвенности, сухости, скуки

ж

какой - то

старческой заплесневелоети. О другихъ

журналахъ не стоить и говорить: иные изъ

нихъ были сравнительно лучше «Вестника

Европы», но не какъ журналы съ мнешемъ

и направленный, а только какъ сборники

разныхъ статей. «Сынъ Отечества» даже

принимали на свои, до крайности серые и

жестше, листки стихотворенш Пушкина, Ба-

ратынскаго и другихъ иоэтовъ новой тох’да

школы, даже открыто взяли на себя обя­

занность защищать эту шкоду; но теми не

менее самъ онъ представляли собой смесь

стараго съ новыми и отсутствн: всякихъ

начали, всего, что похоже на определенное

и ни въ чемъ не противоречащее сеОЕ

мнеше. Какъ судили и рядилъ «Сыпи Оте­

чества» объ искусстве даже впоследствии,

можно видеть изъ его определен¡я р о м а н ­

т и з м а , который, по его мненш, начался

съ Байрона и отличается отъ классицизма

теми, что начинаетъ съ половины или даже

съ конца дела!..

Вообще должно заметить, что война за

такъ-называемый романтизмъ противъ такъ-

называемаго классицизма была начата не

Полевыми. Романтическое брожеше было

общими между молодежью того времени.

Острыя и бойкы полемическы статейки

Ыарлинскаго противъ литературныхъ етаро-

веровъ, иечатавшыся въ «Сыне Отечества»,

и его Же такъ-называемые обзоры русской

словесности, печатавипеся въ извеотномъ

тогда альманахе, трехъ-месячный сборники

«Мнемозина», все это выразило собою со­

вершенно новое направлены литературы,

котораго органомъ были «Телеграфъ», и

все это несколькнми годами упредило по-

явлеше «Телеграфа». Следовательно, Поле­

вой не былъ ни первыми, ни единственными

представителемъ новаго направленш русской

литературы, какъ Карамзинъ былъ въ свое

время первыми и почти единственными

представителемъ новаго направленш, почти

имъ же одними и произведеннаго, потому

что нодле его имени въ этомъ деле можно

вспомнить только два другихъ имени —

Макарова и Дмитрова.

Но это нисколько не уменьшаете заслуги

Полевого: мы увидимъ, что онъ сумели-

на своемъ пути стать выше всехъ сопер-

ничествъ и даже восторжествовать въ борьбе

противъ всехъ враждебныхъ соревно­

ваний...

Романтизмъ—вотъ слово, которое было

написано на знамени этого смелаго, неуто-

мимаго и даровитаго бойца, — слово, кото­

рое отстаивали онъ даже и тогда, когда