Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  483 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 483 / 734 Next Page
Page Background

391

С0ЧИНЕЯ1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.

192

ныхъ или охотливыхъ къ книжному Д'Ьлу.

Знающими иностранные языки онъ зака­

зываете переводы, у стихотворцевъ печа­

таете стихи, у прозаиковъ—прозу; веЬхъ

одобряетъ и понуждаете, бедными даете

средства къ образован!®. Кому не извест­

но, что самъ Карамзинъ многлмъ былъ

обязанъ Новикову? Если бы это и неспра­

ведливо было приписано Новикову, все же

это важный факта въ его пользу. Когда

явился Пушкинъ, всякое ходячее по рукамъ

стихотвореше, действительно хорошее или

только казавшееся хорошимъ, приписыва­

лось Пушкину, хотя бы и вовсе не принад­

лежало ему. Такъ и Новикову приписыва­

лось издаше всякой книги и одобреше вояка-

го таланта: это выразительно указываете

на его роль на сценё русской литературы..

Но эта роль, какъ ни важна и ни велика

она, имела определенный и ограниченный

характеръ. Новикову нужно было, во что

бы ни стало, заохотить общество къ чте-

нш , давши ему средства удовлетворять

этой охоте—книги и журналы. О направле-

еш

этой охоты онъ не думалъ, да и думать

тогда объ этомъ было рано. Онъ печаталъ

почти все, что ни писалось, и считалъ за

писателя всякаго, кто только имели охоту

писать для печати. Новиковъ не былъ архи-

текторомъ: онъ приготовлялъ только строи­

тельные матершлы и строительныхъ масте-

ровъ. Давать литературе направлен^, дей­

ствовать на нее лично —это роль людей дру­

гого рода. Но и для этой роли—повторяемъ—

нужны не одни ученые и поэты.

Три человека, нисколько не бывппе поэ

тами, имели сильное влшше на русскую

поэзш и вообще русскую изящную литера­

туру въ три различный эпохи ея истори-

ческаго существоваяш. Эти люди были Ло-

моносовъ, Карамзинъ и Полевой... Каждый

из ь нихъ оказалъ свое влшше на литерату­

ру своимъ особеннымъ образомъ, сообразно

съ обстоятельствами и требовашями своего

времени.

Ломоносовъ, Карамзинъ — и Полевой!...

Какъ многнхъ оскорбить такое сближеше

имееъ! Имена еще до сихъ поръ играюте

въ нашей литературе чрезвычайно важную

роль, потому что для многихъ еще заме-

няютъ они идеи... Имена въ нашей литера­

туре—то же, что чины въ нашей обще­

ственной жизни, т. е. легкое в н е ш н е е

средство оценить человека... Не всякому

дана способность судить верно о качествахъ

человека, и узнавать безошибочно, хорошъ

онъ, или нетъ. Такъ точно, не всякому дана

способность судить верно объ истинномъ

значенш и достоинстве писателя; но нетъ

глупца и невежды, который бы, уелышавъ

громкое или известное имя, не догадался

бы тотчасъ же, что это — большой сочини­

тель. Чемъ старее имя писателя, темъ боль­

шими уважешемъ пользуется оно (особенно

со стороны людей, никогда не читавшихъ

этого писателя),—и поставить съ нимъ ря-

домъ имя хоть бы и весьма известнаго, но

еще живого или только недавно умершаго

писателя—значитеразсердить на-смерть мно­

жество людей, которыми литература, по раз­

ными отношеншмъ, близка къ сердцу, а еще

более людей, которыми до литературы во­

все нетъ никакого дела... Въ настоящими

случае мы делаемъ большой рискъ въ этомъ

отношееш. Старики, которые и теперь счи-

таютъ Ломоносова вместе съ Сумароковыми

и Херасковыми образцовыми писателями,

увидятъ страшную профанащю въ сближен!и

имени Полевого съ именемъ Ломоносова.

Но этихъ уже не много, и они будуте жа­

ловаться про себя и между собой; ихъ дро-

жапце голоса не возвысятся среди общества,

которое такъ молодо въ отношен;и кънимъ,

что уже не помните пудренныхъ косъ съ ко­

шельками... Но что скажутъ тЬ, которые съ

личностью и эпохой Карамзина сливаютъ

воспоминаше о лучшемъ времени своей жи­

зни; которые, наконецъ, помнятъ въ Поле -

вомъ человека, писавшаго противъ Карамзи­

на, хотя и после его смерти?... Чтб скажутъ

бывппе журналисты, современники Полево­

го, и мноие писатели и писаки, которыхъ

некогда уничтожали онъ своимъ журна-

ломъ, и у которыхъ еще пфлы шрамы отъ

глубокихъ ранъ, нанееенныхъ его иеромъ

ихъ самолюбие?... Чтб скажутъ все они?—

Пусть говорите, что хотятъ: страшенъ

сонъ, да милоститъ Богъ!... Истина выше

людей и не должна бояться ихъ, особенно

истина объ умершемъ человеке, могила ко-

.тораго требуете суда, а не осуждешя, дол­

жной справедливости, а не воеторженяыхъ

похвали ложныхъ друзей или пристрастнаго

ропота раненыхъ самолюбШ...

За Ломоносовыми потомство не безъ осно-

ванш утвердило имя основателя и отца рус­

ской поэзш и литературы. Что онъ былъ

первый, по времени, русский поэтъ, это такъ

же очевидно, какъ и то, что Державинъ

былъ первый, по таланту, руссшй поэтъ!

Но Ломоносовъ, натура поэтическая, какъ

всякая гешальная натура, тЬмъ не менее не

былъ поэтомъ. Онъ поэтически чувствовали

и мыслили, но не владели поэтическими

даромъ творчества. Лучшая оценка въ этомъ

отяошенш была сделана ему Пушкиными:

„Ломоносовъ былъ ведший человЬкъ. Между

Петромъ I и Екатериной II онъ одянъ является

самобытны.чъ сподвижникомъ просв’Ьщешя. Онъ

создалъ первый университетъ; онъ, лучше ска­

зать, самъ былъ первыми университетомъ. Но

въ этомъ университет^ профессоръ поэзш и

элоквенц'ш не что иное, какъ исправный чи-