Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  470 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 470 / 734 Next Page
Page Background

165

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

166

жаетъ его съ людьми бедными и ничтож­

ными въ гражданскими отношеши. Бедный

дворянияъ Державинъ за свой талантъ сами

дйлаетея вельможей, и между людьми, съ

которыми сблизила его литература, онъ на-

шелъ не однихъ меценатовъ, но и друзей.

Казансшй купецъ Каменевъ, написавннй бал­

ладу «Громвалъ», пргЪхавъ въ Москву по

дйламъ, пошелъ познакомится съ Карамзи­

ными, а черезъ него перезнакомился со

всймъ московскими литературными кругомъ.

Это было назади тому сороки лйтъ, когда

купцы хаживали только въ передни дворян-

скихъ домовъ, и то по дйламъ, съ товарами

или за должкомъ, объ уплатй котораго сми­

ренно докучали. Первые журналы руссше,

которыхъ и самый имена теперь забыты, из­

давались кружками молодыхъ людей, сблизив­

шихся между собою черезъ общую ими всймъ

страсть къ литератур!;. Образованность рав-

няетъ людей. Ж въ наше время уже ни­

сколько не рйдкость встретить дружесюй

кружокъ, въ которомъ найдется и знатный

•баринъ, и разночинецъ, и купецъ, и мйща-

нинъ,—кружокъ, члены котораго совершен­

но забыли раздйляюпця ихъ внйшнш раз-

личш и взаимно уважаютъ другъ въ другй

просто людей. Вотъ истинное начало обра­

зованной общественности, созданное у насъ

литературой! Кто изъ имйющихъ право на

имя человека не пожелаетъ отъ всей души,

чтобъ эта общественность росла и увеличи­

валась не по днямъ, а по часамъ, какъ

росли наши сказочные богатыри! Какъ все

живое, общество должно быть органиче­

скими, то есть множествомъ людей, связан-

ныхъ между собою в н у т р е н н е . Денеж­

ные интересы, торговля, акцш, балы, собра­

ны, танцы,—тоже связь, но только внеш­

няя, слйдовательно, не живая, не органи­

ческая, хотя и необходимая и полезная.

Внутренне связываютъ людей п обпце нрав­

ственные интересы, сходство въ понятаяхъ,

равенство въ образовано! и при этомъ

взаимное уважены къ своему человеческому

достоинству. Но вой наши нравственные

интересы, вся духовная жизнь наша сосредо­

точивались до сихъ поръ и еще долго будутъ

сосредоточиваться исключительно въ лите­

ратурй: она—живой источники, изъ котораго

просачиваются въ общество вей человйчесшя

чувства и понятая...

П о в и д и м о м у, нйтъ ничего легче, а въ

с у щ н о с т и ийти ничего труднйе, какъ пи­

сать о р у с с к о й литературй. Это потому, что

русская литература все еще младенецъ, по-

ложнмъ, младенецъ-Алкидъ, но все же мла­

денецъ. А о дйтяхъ вообще гораздо труд­

нйе сказать что-нибудь положительное, опре­

деленное, нежели о взрослыхъ людяхъ.

При томи же наша литература, подобно на­

шему обществу, представляете собой зрй-

лище всевозможныхъ противорйчШ, проти­

воположностей, крайностей, странностей. Это

оттого, что она началась не сама собой, а

была сперва пересадкомъ на нашу почву

съ чуждой нами почвы. Поэтому объ нашей

литературй всего легче говорить крайностя­

ми. Доказывайте, что она не уступаете въ

богатствй и зрйлости ни одной европейской

литературй, и что мы можемъ десятками

считать нашихъ гешевъ и сотнями нашихъ

талантовъ; или доказывайте, что у насъ

вовсе нйтъ литературы, что наши лучине

писатели — или случайный явленш, или

просто ничего не стоять: въ обоихъ случаяхъ

васъ по крайней мйрй поймутъ, и ваше мнй-

и¡е найдетъ еебй жаркихъ послйдователей.

Любовь къ крайностямъ въ сужденшхъ—

одно изъ свойствъ еще не установившейся

натуры русской; русстй члеловйкъ любптъ

нли не въ мйру хвастаться, или не въ мйру

скромничать. И потому у насъ такъ много, съ

одной стороны, пустоголовыхъ европейцевъ,

которые съ восхищешемъ говорятъ о послйд-

ней фельетонной сказкй выписавшагося

французскаго беллетриста, или съ амфазомъ

поюгъ новый водевильный куплетъ, давно

забытый парижанами, — и съ презритель-

нымъ равнодуипемъ или съ оскорбительной

недовйрчивостью смотрятъ на гешальное

произведете русскаго поэта, для которыхъ

Россш не имйетъ будущаго, и въ ней все

дурно и ничего порядочнаго быть не мо­

жете; а съ другой стороны, у насъ такъ

много к в а с н ы х ъ п а т р т е т о в ъ , которые

всйми силами н а т я г и в а ю т с я ненавидйть

все европейское—даже просвйщеше и лю­

бить все русское—даже сивуху и рукопаш­

ную дуэль. Пристаньте къ одной нзъ этихъ

партай,—она сейчасъ же произведете васъ

въ велите люди и въ генш, тогда какъ

другая —возненавидите и объявите бездар­

ными человйкомъ. Но во всякомъ случай,

имйя враговъ, вы будете имйть и друзей.

Держась же безприетрастнаго, т р е з в а г о

мнйшя объ этомъ предметй, вы возстано-

вите противъ себя обй стороны. Одна изъ

нихъ обремените васъ своими модными,

попугайными презрйшемъ; другая, пожа­

луй, объявите васъ человйкомъ безпокой-

нымъ, опасными, подозрительными, ренега-

томъ, и будете писать на васъ литератур­

ный донесенш—разумйется, иубликй... Са­

мое непрштное тутъ то, что вы не будете

поняты, и въ вашихъ словахъ будутъ на­

ходить то неумйренныя похвалы, то неумй-

ренную брань, но не будутъ видйть въ нихъ

вйрной характеристики факта дййствитель-

ности, какъ онъ есть, со всймъ его добромъ