Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  467 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 467 / 734 Next Page
Page Background

159

СОЧИНЕНЫ В. Г. БЪЛЙНСКАГО.

160

все свое, особенное— и платье, и манеры, и

образъ жизни, и обычаи, и даже языкъ.

Чтобы убедиться въ этомъ, стЬитъ только

провести вечеръ, на которомъ сошлись бы

нечаянно чиновникъ, военный, помещики,

кунецъ, мЬщанинъ, поверенный по делами

или управдякшцй, духовный, студентъ, се­

минариста, профессора художники; увидя

себя въ такомъ обществе, вы можете по­

думать, что присутствуете при разделены

языковъ... Такъ велико разъединены, цар­

ствующее между этими

представителями

разныхъ классовъ одного и того же об­

щества!

Духъ

разъединены

враждебенъ

обществу: общество соединяетъ людей, ка­

ста разъединяете нхъ. Mnorie думаютъ,

что спесь, остатокъ славянской старины,

уничтожаете у наеъ сощабельноеть (so­

ciab ilité). Если это и справедливо, то разве

отчасти только. Положили, что дворянинъ

неохотно сходится съ людьми ннзшаго зва-

Н1я;

но люди ннзшихъ звашй чемъ не го­

товы пожертвовать для сближены съ дво-

ряниномь? Эго ихъ страсть! Но беда въ

томь, что это сближены всегда бываетъ

внешними, формальными, похожими на ша­

почное знакомство; самодюбш богатаго купца

льстйги

знакомство даже съ бедными дворяни­

ном ь, но, перезнакомившись и съ богатыми

дворянами, онъ все же остается веренъ при­

вычками, понятыми, языку, образу жизни

своего, то есть купеческаго, званы. Этотъ

духи особностя- гаки силенъ у насъ, что

даже и новыя сословы, возникши изъ но-

ваги порядка дели, осяованнаго Петромъ

Великими, не замедлили принять на себя

особенные оттенки. Чему удивляться, что

дворянинъ на купца, а купецъ на дворяни­

на вовсе не походять, если иногда то же

раздичы существуеть и между учеными и

художникомь?.. У насъ еще не перевелись

ученые, которые всю жизнь остаются вер­

ными благородной решимости не понимать,

чтб такое искусство и затЬмъ оно; у наеъ

еще много художаиковъ, которые и не по-

дозрезаютъ живой связи ихъ искусства съ

наукой, съ литературой, съ жизнью. Ж пото­

му сведите т а к о г о ученаго съ т а к и м и

художникомь, — и вы увидите, что они бу­

ду гъ или молчать, или перекидываться об­

щими фразами, Да и тб для яихи будугь не

разговоромъ, а работой. Иной аашъ уче­

ный, особенно если онъ посвятили себя

точными науками, смотритъ си ирониче­

ской улыбкой на философию н н стор т и на

техъ, кто ими занимается, а на поэзш, ли­

тературу, журналистику смотритъ просто

какъ на вздорь. Такъ-называемый наши

«словесники» съ презрешемъ смотритъ на

математику, которая не далась, ему въ шко-

А

Скажутъ: все эго не ¡¡духъ разъеднне-

ны, а духъ полупросвйщены или полуобра­

зованное™. Такъ! но ведь вс/Ь эти люди

получили первоначальное образованы, если

не довольно глубокое, то довольно много­

стороннее: словесники учился еще въ шко­

ле математике, а математики— словесности.

Мпогы изъ нихъ даже очень хорошо раз-

суждаютъ при случай о томи, что суще­

ствуете только искусственное разделены

науки, а существеннаго ийта и быть не

можете, потому что вей науки составляютъ

одно знаны объ одномъ предмете— о бытш,

что искусство такъ же, какъ и наука, есть

то же сознаны биты, только въ другой

форме, и что литература должна быть

наслаждешемъ и роскошью ума равно для

вейхъ образованныхъ людей. Но когда эти

прекрасный разеуждешя придется ими при­

ложить къ дйлу

тогда они сейчасъ же

разделяются на цехи, которые посматрива-

готъ другъ на друга или съ некоторой иро­

нической улыбкой и съ чувствомъ своего

достоинства, или съ какой-то недоверчи­

востью... Какъ же тута требовать соща-

бельности между людьми различныхъ сселе­

н а изъ которыми каждое по-своему и ду­

маете, и говорите, и одевается, есть и

пьете?..

И однако жъ, несмотря на то, сказать,

чтобъ у насъ вовсе не было общества, зна­

чило бы сказать неправду. Несомненно то,

что у насъ есть сильная потребность об­

щества и стремлете къ обществу, а это

уже важно! Реформа Негра Великаго не

уничтожила, не разрушила сгЬнъ, отделяв­

ш и й въ старомъ обществе одннъ кхассъ

ота другого; но она подкопалась поди осно­

ваны этахъ стеиъ, и. если не повалила, то

наклонила ихъ на боки, — и теперь со дня

на день онб вое бохЬе и болйе клонятся,

обеыааютея и засыпаются собственными

своими обломками, собственными своими

щебнемъ и мусоромъ, такъ что починять

ихъ — значило бы придавать имъ тяжесть,

которая, по причине подрыгаго ихъ осно­

ваны, только ускорила бы ихъ, и безъ того

неизбежное, падены. Н если теперь раздЬ-

леаныя этнмн стенами сословы не могутъ

переходить черезъ нихъ, какъ черезъ ров­

ную мостовую, зато легко могутъ переска­

кивать черезъ нихъ таиъ, где онй особенно

пообвадились или пострадали отъ проломовъ.

Все это прежде делалось медленно и не­

заметно, теперь делается быстрее и за­

метнее, — н близко время, когда все это

очень скоро и начисто сделается. Железный

дороги пройдуть и лодъ стенами, н черезъ

стены, туннелями и мостами; усилеяымъ

промышленности и торговли онё перепде-

туть интересы людей всехъ еословШ Е

классовъ и заставать ихъ вступить между