159
СОЧИНЕНЫ В. Г. БЪЛЙНСКАГО.
160
все свое, особенное— и платье, и манеры, и
образъ жизни, и обычаи, и даже языкъ.
Чтобы убедиться въ этомъ, стЬитъ только
провести вечеръ, на которомъ сошлись бы
нечаянно чиновникъ, военный, помещики,
кунецъ, мЬщанинъ, поверенный по делами
или управдякшцй, духовный, студентъ, се
минариста, профессора художники; увидя
себя въ такомъ обществе, вы можете по
думать, что присутствуете при разделены
языковъ... Такъ велико разъединены, цар
ствующее между этими
представителями
разныхъ классовъ одного и того же об
щества!
Духъ
разъединены
враждебенъ
обществу: общество соединяетъ людей, ка
ста разъединяете нхъ. Mnorie думаютъ,
что спесь, остатокъ славянской старины,
уничтожаете у наеъ сощабельноеть (so
ciab ilité). Если это и справедливо, то разве
отчасти только. Положили, что дворянинъ
неохотно сходится съ людьми ннзшаго зва-
Н1я;
но люди ннзшихъ звашй чемъ не го
товы пожертвовать для сближены съ дво-
ряниномь? Эго ихъ страсть! Но беда въ
томь, что это сближены всегда бываетъ
внешними, формальными, похожими на ша
почное знакомство; самодюбш богатаго купца
льстйги
знакомство даже съ бедными дворяни
ном ь, но, перезнакомившись и съ богатыми
дворянами, онъ все же остается веренъ при
вычками, понятыми, языку, образу жизни
своего, то есть купеческаго, званы. Этотъ
духи особностя- гаки силенъ у насъ, что
даже и новыя сословы, возникши изъ но-
ваги порядка дели, осяованнаго Петромъ
Великими, не замедлили принять на себя
особенные оттенки. Чему удивляться, что
дворянинъ на купца, а купецъ на дворяни
на вовсе не походять, если иногда то же
раздичы существуеть и между учеными и
художникомь?.. У насъ еще не перевелись
ученые, которые всю жизнь остаются вер
ными благородной решимости не понимать,
чтб такое искусство и затЬмъ оно; у наеъ
еще много художаиковъ, которые и не по-
дозрезаютъ живой связи ихъ искусства съ
наукой, съ литературой, съ жизнью. Ж пото
му сведите т а к о г о ученаго съ т а к и м и
художникомь, — и вы увидите, что они бу
ду гъ или молчать, или перекидываться об
щими фразами, Да и тб для яихи будугь не
разговоромъ, а работой. Иной аашъ уче
ный, особенно если онъ посвятили себя
точными науками, смотритъ си ирониче
ской улыбкой на философию н н стор т и на
техъ, кто ими занимается, а на поэзш, ли
тературу, журналистику смотритъ просто
какъ на вздорь. Такъ-называемый наши
«словесники» съ презрешемъ смотритъ на
математику, которая не далась, ему въ шко-
А
Скажутъ: все эго не ¡¡духъ разъеднне-
ны, а духъ полупросвйщены или полуобра
зованное™. Такъ! но ведь вс/Ь эти люди
получили первоначальное образованы, если
не довольно глубокое, то довольно много
стороннее: словесники учился еще въ шко
ле математике, а математики— словесности.
Мпогы изъ нихъ даже очень хорошо раз-
суждаютъ при случай о томи, что суще
ствуете только искусственное разделены
науки, а существеннаго ийта и быть не
можете, потому что вей науки составляютъ
одно знаны объ одномъ предмете— о бытш,
что искусство такъ же, какъ и наука, есть
то же сознаны биты, только въ другой
форме, и что литература должна быть
наслаждешемъ и роскошью ума равно для
вейхъ образованныхъ людей. Но когда эти
прекрасный разеуждешя придется ими при
ложить къ дйлу
тогда они сейчасъ же
разделяются на цехи, которые посматрива-
готъ другъ на друга или съ некоторой иро
нической улыбкой и съ чувствомъ своего
достоинства, или съ какой-то недоверчи
востью... Какъ же тута требовать соща-
бельности между людьми различныхъ сселе
н а изъ которыми каждое по-своему и ду
маете, и говорите, и одевается, есть и
пьете?..
И однако жъ, несмотря на то, сказать,
чтобъ у насъ вовсе не было общества, зна
чило бы сказать неправду. Несомненно то,
что у насъ есть сильная потребность об
щества и стремлете къ обществу, а это
уже важно! Реформа Негра Великаго не
уничтожила, не разрушила сгЬнъ, отделяв
ш и й въ старомъ обществе одннъ кхассъ
ота другого; но она подкопалась поди осно
ваны этахъ стеиъ, и. если не повалила, то
наклонила ихъ на боки, — и теперь со дня
на день онб вое бохЬе и болйе клонятся,
обеыааютея и засыпаются собственными
своими обломками, собственными своими
щебнемъ и мусоромъ, такъ что починять
ихъ — значило бы придавать имъ тяжесть,
которая, по причине подрыгаго ихъ осно
ваны, только ускорила бы ихъ, и безъ того
неизбежное, падены. Н если теперь раздЬ-
леаныя этнмн стенами сословы не могутъ
переходить черезъ нихъ, какъ черезъ ров
ную мостовую, зато легко могутъ переска
кивать черезъ нихъ таиъ, где онй особенно
пообвадились или пострадали отъ проломовъ.
Все это прежде делалось медленно и не
заметно, теперь делается быстрее и за
метнее, — н близко время, когда все это
очень скоро и начисто сделается. Железный
дороги пройдуть и лодъ стенами, н черезъ
стены, туннелями и мостами; усилеяымъ
промышленности и торговли онё перепде-
туть интересы людей всехъ еословШ Е
классовъ и заставать ихъ вступить между