161
I.
КРВТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.
1 6 2
собою въ т ! живыя и т!сныя отношешя,
который невольно сглаживаютъ вс! р!згая
и ненужный различш.
Но начало итого сближенья сословШ ме
жду собою, которое есть начало образую
щ а я ся общества, отнюдь не принадлежать
исключительно нашему времени; оно сли
вается съ началомъ нашей литературы.
Разнородное общество, сплоченное въ одну
массу только одними матершльными интере
сами, было бы жалкимъ п нечеловйческимъ
обществомъ. Какъ бы ни были велики внеш
нее благоденствш и внйшняя сила какого-
нибудь общества,—но если въ немъ тор
говля, промышленность, пароходство, же-
лйзныя дороги и вообще вей матершльныя
движущш силы составляютъ первоначаль
ным, главный и прямыя, а не вспомогатель
ный только средства кь просвйщешю и обра
зован™,—то едва ли можно позавидовать
такому обществу... Въ этомъ отношенш
намъ нельзя пожаловаться на судьбу: обще
ственное нросвйщеше и образована потек
ло у насъ въ начал! ручейкомъ мелкимъ и
едва замйтнымъ, но зато изъ высшаго и
благороднМшая источника — изъ самой
науки и литературы. Наука у насъ и те
перь только укореняется, но еще не укоре
нилась, тогда какъ образоваше только еще
не разрослось, но уже укоренилось. Листъ
его мелокъ и рйдокъ, стволъ не высокъ и
не толстъ, но корень уже та-къ глубокъ,
что его не вырвать никакой бур!, никако
му потоку, никакой сил!: вырубите этотъ
дйсокъ въ одномъ мйстй, — корень дастъ
отпрыски въ другомъ, и вы скорйе устанете
вырубать, нежели усгаветъ онъ давать но
вые отпрыски и разрастаться...
Говоря объ успйхахъ образованы наше
го общества, мы говоримъ объ уснйхахъ
нашей литературы, потому что наше обра
зоваше есть непосредственное дййствш на
шей литературы на понятая и нравы обще
ства. Литература наша создала нравы на
шего общества, воспитала уже нисколько
поколйшй, р!зко отличающихся одно отъ
другого, положила начало внутреннему сбли
жение сословШ, образовала родъ обще
ственная мн!шя и произвела н!что въ род!
особеннаго класса въ обществ!;, который
отъ обыкновенная с р е д н я г о со с л о в ! я
отличается т!мъ, что состоитъ не изъ ку
печества и мещанства только, но изъ лю
дей веЬхъ сословй, сблизившихся между
собой черезъ образована, которое у насъ
исключительно сосредоточивается на любви
къ литератур!.
Если хотите понять и оцЬнить влшше на
шей литературы на общество, посмотрите на
представителей ея различныхъ эпохъ, пого
ворите съ ними или заставьте ихъ поговорить
Соч.
Б
ыяпокаго
.
Т. ГУ.
между собой. Литература наша такъ моло
да, такъ недавно началась, что и теперь
еще можно встрйтять въ обществ! вс!хъ
ея представителей. Первое зам!чательное
русское стихотвореше, написанное правиль
ными размйромъ, Ломоносова «Ода на взя-
тае Хотина», явилось въ 1739 году, ровно
107 л!тъ тому назадъ, а Ломоносовъ умеръ
въ 1765 году, съ небольшими 80 л!тъ на
задъ тому. Теперь, конечно, п!тъ уже лю
дей, которые
вид
!
ди
бы Ломоносова хотя
въ дЬтств! ихъ.
или
,
вид
Ъ
вши
его, могли
бы помнить объ этомъ; но и теперь еще
много на Руси людей, которые по сочине-
ншмъ Ломоносова научились любить поэзш
и литературу, и которые и теперь считаютъ
его такими же великими поэтомъ, какими
вс! считали его въ ихъ время. Еще боль
ше теперь людей, которые живо помнятъ и
лицо, и голоси Державина, и эпоху его пол
ной славы считаютъ лучшими временемъ
своей жизни. Мнопе старики и теперь уб!-
ждеяы отъ всей души въ высокомъ достоин
ств! поэмъ Хераскова, и давно ли масти
тый поэтъ Дмитршвъ жаловался печатаю
на неуважеше молодыхъ поколйтй къ та
ланту творца «Росаады» и «Владимгра»?
Есть еще много стариковъ, которые съ
умилешемъ вспоминаютъ о трагедшхъ Су
марокова и при спор! готовы наизусть
продекламировать лучгшя, по ихъ мн!нш,
тирады изъ «Димитрш Самозванца». Дру-
и е изъ нихъ, уже соглашаясь, что языки
Сумарокова действительно очень устарйлъ,
укажутъ- вами съ особыми уважешемъ на
трагедш и комедои Княжнина, какъ на об-
разецъ драматическая паеоса и чистоты
русская языка. Еще больше можно теперь
встрйтить такпхъ, которые ничего не ста-
нутъ говорить о Сумароков! и Княжнин!,
но т!мъ съ большими жаромъ и съ боль
шей увйренностыо заговорятъ объ Озеров!.
Нто же касается до Карамзина,—не только
старый, но и старйющш покол!шя безза-
в!тно принадлежать ему душой и т!ломъ,
чувствуютъ, думаютъ и живутъ его духомъ,
несмотря на то, что они не только читали
Жуковская, Батюшкова, Пушкина, Грибо
едова, Гоголя, Лермонтова, но и восхища
лись вс!ми ими бол!е или-мен!е... Потомъ
есть теперь люди, которые иронически улы
баются при имени Пушкина и съ благого-
вйшемъ говорятъ о Жуковскомъ, какъ
будто уважеше къ послйднему несовмйстно
съ уважешемъ къ первому. А сколько те
перь людей, которые не нонимаютъ Гоголя
и оправдываютъ свое предубйждеше на
счетъ его т!мъ, что они нонимаютъ Пуш
кина!... Но не думайте, чтобы все это были
чисто-литературные факты; н!тъ, если вы
внимательно присмотритесь и прислуща-
6