Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  475 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 475 / 734 Next Page
Page Background

1 7 5

СОЧИНЕШЯ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

17 Й

и немцы, и англичане, словомъ, люди вс'Ьхъ

образованныхъ нацШ. Языкъ этихъ писа­

телей, и особенно Рабле, устарели, но со ­

д е р ж а н т а ихъ coчинeнiй всегда будетъ

иметь свой живой интересъ, потсму что

оно тесно связано со смысдомъ и значе-

шемъ ц'Ьлой исторической эпохи. Это дока-

зываетъ ту истину, что только с о д е р ж а -

н 1е, а не языкъ, не слогъ ыожетъ спасти

отъ забвешя писателя, несмотря на изме­

нены языка, нравовъ и поняшй въ обще­

стве. Тутъ даже и таланта, какъ бы онъ

ни былъ великъ, не составляетъ всего. Ло-

моносовъ былъ велитй, гешальный чело­

веки; его ученыя сочинешя всегда будутъ

иметь свою цену; но его стихи для насъ

могутъ иметь только одинъ интересъ—какъ

исторически факта рождающейся литературы,

а больше никакого. Читать ихъ и скучно,

и трудно. На это можно решиться по обя­

занности, а не по склонности. Державинъ

былъ положительно одаренъ поэтическими

гешемъ; но его эпоха такъ мало могла дать

содержант для его творчества, что если его

и читаютъ теперь, то больше съ целью изу-

чешя исторщ русской литературы, нежели

для прямого эстетическаго наслаждешя. Ка-

рамзинъ изъ торной, ухабистой и каменистой

дороги латинско-немецкой конструкцш, сла-

вяно-церковныхъ речешй и оборотовъ и схо­

ластической надутости выражешя вывели

руссшй языкъ на настояний и естественный

ему путь, заговорили съ обществомъ язы-

комъ общества, создали, можно сказали, и

литературу, и публику: заслуга великая и

безсмертная! Мы признаемъ ее со всей

охотой, и считаемъ для себя не только за

долги, но и за наслаждены быть призна­

тельными къ имени знаменитаго мужа; но

все это не даетъ содержания «Бедной Лизе»,

«Наталь^ Боярской Дочери», «Марне По­

саднице» и пр., не сдЬлаетъ ихъ интерес­

ными для нашего времени и не заставили

насъ читать и перечитывать ихъ. И обо

многихъ писателяхъ нашихъ можно сказать

то же. Нами возразятъ: «Таково было ихъ

время, они не виноваты, что родились въ

ихъ, а не въ наше время.» Согласны, со­

вершенно согласны; но мы и не винимъ

ихъ: мы только снимаемъ вину съ нашей

публики; наша роль отнюдь не обвинитель­

ная, но чисто оправдывательная. О вкусахъ

спорить трудно; но если кого изъ старыхъ

писателей нашихъ можно читать съ истин­

ными удовольствымъ, такъ это Фонвизина.

Его сочипенш такъ похожи на записки или

мемуары этой эпохи, хотя они и совсЬмъ

не записки или мемуары. Фонвизинъ былъ

необыкновенно умный человЪкъ; онъ не хло­

потали о высокопарной, иллюминованной

стороне своего времени, но смотрели больше

на его внутреннюю, домашнюю сторону.

Потому сочинешя его крайне интересны.

О Крылов’!; не говоримы всЬ мы, рази

заучивъ его въ дЬтствЬ, уже никогда не

забываемы

Сказанное нами о Ломоносове, Державине

и Карамзине многими принято будетъ за

fla g ra n t d é lit злостнаго унижетя критикой

нашихъ литературныхъ славъ. Въ самомъ

Д’Ьл’!;, улика на лицо—и нами нЬта спа­

сены! Но, какъ говорить русская посло­

вица, «страшенъ сонъ, да милостивъ Богъ!».

Къ счастью, MHÎHie объ униженш критикой

литературныхъ славъ со дня на день пере-

стаетъ быть мнЬшемъ публики: теперь оно

осталось на долю самихъ же такъ-назы-

ваемыхъ критиковъ, сделалось любимыми

орудымъ обиженныхъ самолюб;й, забытыхъ

известностей, падгаихъ талантовъ, выписав­

шихся сочинителей,—орудшмъ, вполне до­

стойными ихъ!.. Кто не хочетъ превозно­

сить ихъ или, еще более, кто не хочетъ

замечать ихъ; кто, говоря о знаменитыхъ

писателяхъ, не хочетъ повторять готовыхъ

стереотипныхъ и избитыхъ фразъ, быть

эхомъ чужихъ мнений, но хочетъ, по своему

разум’Ьш'ю, по мере силъ своихъ, судить

независимо и свободно, оценить заслуги

каждаго писателя, показать его достоинства

и недостатки, указать на его настоящее

место и значеше въ русской литературе; что

делать съ такими критикомъ, особенно если

его мнешя находятъ отзывъ въ публике?—

Больше нечего съ ними делать, какъ кри­

чать о немъ, сколько можно громче и чаше,

что онъ унижаетъ литературный сл;вы, пс-

рочитъ Ломоносова, Державина, Ка; амзине,

Батюшкова, Жуковскаго, даже Пушкина!..

Кстати можно намекнуть, что онъ пропове-

дуетъ безнравственность, развращаетъ

моло

­

ды е

школен ¡я, что онъ... по крайней мере—

ренегата, если не что-нибудь еще хуже...

Это тоже называется «критикой»... Неужели

такая критика находить еще себе последо­

вателей въ публике?.. Какихъ—это другой

вопроси, но что находить, это очень воз­

можно, потому что наша читающая публика

такъ же разнообразна, пестра и не единич­

на, какъ и наше общество. Между ней есть

люди, для которыхъ «Ревизоры» и «Мерт­

вый Души»—грубые фарсы, а «Сенсацш гос­

пожи Курдюковой» — остроумнейшее про­

изведете; есть люди, которые, какъ сказали

Гоголь, «любятъ потолковать о литературе,

хвалятъ Булгарина, Пушкина и Греча и го­

ворить съ презрешемъ и остроумными

колкостями объ А. А. Орлове.» Тате люди,

или тате чтецы (читателями ихъ грехи на­

звать) въ критике видать или безуслов­

ную похвалу, или безусловную брань: имъ

такъ легко понимать такую критику, отъ