1 7 3
I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.
1 7 4
должеше шести Л'Ьтъ разошлось три изданш;
стихотворений Лермонтова скоро потребуется
третье издаше, несмотря на то, что они
всЬ были первоначально напечатаны въ
журналахъ; «Вечера на Хуторе» Гоголя пе
чатались едва ли не четыре раза; «Ревизора»
разошлось три издан¡я; второе издаше (1842 г.)
сочинешй Гоголя разошлось въ числе трехъ
тысячъ экземпляровъ; «Мертвыя Души»,
напечатанный въ 1842 году въ числе двухъ
тысячъ четырехсотъ экземпляровъ, давно
расхватаны до послГдняго экземпляра. Даже
повести графа Соллогуба, прочитанный пу
бликой въ журналахъ, вышли уже в т о -
р ы м ъ издашемъ; «Тарашасъ», вероятно,
тоже скоро появится вторымъ издашемъ.
Этихъ фактовъ достаточно. Говорятъ даже,
что у васъ не можетъ не окупиться издаше
самой плохой книги, почему книгопродавцы
и печатаютъ такъ много плохихъ книгъ.
Исключен]е, видно, остается только за со-
чинешяии господъ «правдолюбовъ», жалую
щихся на то, что книги не идутъ съ рукъ.
Но это доказываешь только, какъ невыгодно
запаздывать талантомъ, умомъ и понятшми.
Въ горести и отчаянш при мысли о зале
жавшемся товара своего ума и фантазш
эти господа вздумали свалить вину паденш
книжяаго товара на толстые журналы и на
новую, будто бы ложную школу литературы,
основанную Гоголемъ Оба эти обвинетя
стоять
одно другого. Обвинители говорятъ,
будто шлю, литература гибнетъ оттого, что
въ журналахъ печатаются цГликомъ много
томные романы, исторш и тому подобное.
Они даже увЬряютъ, что сама публика не
довольна этимъ. Конечно! для публики очень
невыгодно за пятьдесятъ рублей въ годъ
прюбр^тать столько сочинешй, которыя, бу
дучи изданы отдельно, обошлись бы ей чуть
ли не впятеро ■дороже!.. Какъ же после
этого публике не жаловаться на журналы!
Вамъ хочется, чтобы и книги, несмотря на
то, шли своимъ чередомъ?—Издавайте ихъ
какъ можно дешевле и въ болыномъ коли
честв!! экземпляровъ: журналы вамъ не по-
м'кнаютъ. Несмотря на то, что книги и у
насъ сделались гораздо дешевле, нежели
какъ были он!> л!!тъ за пятнадцать назадъ
тому, когда крошечные альманахи, сГренъко
издававипеся, продавались по десяти рублей
ассигнацшми, а шише переводы романовъ
Вальтеръ - Скотта и оригинальные руссше
романы—по двадцати и больше рублей ас-
еигнацшми за экземпляръ,—несмотря на то,
книги у насъ еще и теперь —страшно доро
гой товаръ. Это, къ несчастью, слишкомъ
хорошо знаютъ тй, кто считаетъ за необ
ходимое иметь въ своей библиотек!! сочи-
ненщ всехъ изв!:стныхъ русскихъ писате
лей. Только въ прошломъ году вышло изда-
ше сочинешй Державина, стбящее три рубля
серебромъ,—тогда какъ этимъ сочиненшмъ
давно бы следовало продаваться еще вдвое
дешевле. Смирдинское издаше сочинешй
Батюшкова стоить пятнадцать рублей ассиг
нацшми. Первые восемь томовъ сочинешй
Жуковскаго теперь съ трудомъ можно при
обрести и за пятнадцать рублей серебромъ,
потому что издаше давно разошлось, а но-
ваго все н4тъ какъ нйтъ. Сочиненш Пуш
кина, дурно изданныя, стоять до шести
десяти рублей ассигнацшми. «Мертвыя Души»
Гоголя, продававшшся по три рубля сере
бромъ, теперь нельзя купить меньше десяти
рублей серебромъ, а о новомъ изданш даже
и не слышно. Какъ же процветать книжной
торговле, когда публике нечего покупать,
при всей ея охотё покупать? Скажутъ: у
насъ есть книгопродавцы-издатели, которые
вместо того, чтобы наживаться, только ра
зоряются отъ изданш книгъ. Такъ, но мно-
ие ли изъ этихъ книгопродавцевъ знаютъ
толкъ въ товаре, которымъ торгуготъ?.. Кто
же тутъ виноватъ—неужели толстые жур
налы?..
Конечно, нельзя не согласиться отчасти
и въ томъ, что наша публика не совсемъ
похожа, нанримеръ, на французскую въ ея
любви къ отечественнымъ талантамъ и оте
чественной литературе. Въ Париже вышло
новое издаше (которое счетомъ—и сказать
трудно) сочинеи1й Гюго въ то самое время,
когда Французская академш отказала ему въ
званш своего члена: публика изъявила свое
неудовольствщ тГмъ, что въ несколько дней
раскупила все издаше... У насъ еще невоз
можны таюя явленш. Почти каждый обра
зованный французъ считаетъ необходимымъ
иметь въ своей библштеке всехъ своихъ
писателей, которыхъ общественное мнете
признало классическими. И онъ читаетъ и
перечитываетъ ихъ всю жизнь свою. У насъ
—что греха таить!—не всяшй записной ли-
тераторъ считаетъ за нужное иметь старыхъ
писателей. И вообще у насъ все охотнее
покупаютъ новую книгу, нежели старую;
старыхъ писателей у насъ почти никто не
читаетъ, особенно те, которые всехъ громче
кричать о ихъ гейш и славе. Это отчасти
происходить оттого, что наше образован!е
еще не установилось и образованный по
требности еще не обратились у насъ въ
привычку. Но тутъ есть ж другая, можетъ
быть, еще более существенная, причина, ко
торая не только объясняетъ, но частью и
оправдываетъ это нравственное явленш.
«французы до сихъ поръ читаютъ, напри-
меръ, Рабле или Паскаля, писателей XVI
и XVII века: тутъ нетъ ничего удивитель-
наго, потому что этихъ писателей и теперь
читаютъ и изучаютъ не одни французы, но