Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  476 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 476 / 734 Next Page
Page Background

.177

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

1 7 » '

всякой другой у нихъ закружилась бы го­

лова, потому что имъ пришлось бы думать,

что для нихъ всего тяжелее и труднее.

Когда является разборъ сочинеaiй писате­

ля, написанный въ духй истинной критики,

отделяющей въ авторе безусловный достоин­

ства отъ условныхъ, недостатки таланта

отъ недостатка времени,—такого разбора

помянутые чтецы не станутъ читать; но

имъ скажетъ о немъ какой-нибудь при­

сяжный ихъ критики, какой-нибудь тво-

рецъ всякой всячины, который изо всей

мочи хвалитъ себя да старыхъ писателей,

уже не опасныхъ ему, и бранить наповалъ

все даровитое въ новомъ поюмгЬнш. Этотъ

критики по-своему разберетъ для своихъ

чтецовъ вновь явивнийея разборъ, вырветъ

изъ него по строчке, по слову изъ страни­

цы и воскликнетъ: можно ли такъ унижать

з с суженные авторитеты! И чтецы вйрягь

ему, потому что понимаютъ его: онъ гово­

рить имъ ихъ языкомъ, ихъ понятшми,

ихъ чувствами, ихъ вкусомъ,—les beaux

e sp rits se rencon tren t... Имъ, этими чте­

цами, и въ голову не входить, что правда

не унижаетъ таланта, такъ же, какъи оши­

бочное мяйше не вредить ему, что унизить

можно только незаслуженную известность,

и что, следовательно, независимое сужде-

Hie

о литературе ни въ какомъ случай не

можетъ быть вредно, но часто бываетъ по­

лезно. Изобретатель такой критики уверить

своихъ чтецовъ еще и въ томъ, что кри­

тики, при имени котораго онъ не можетъ

оставаться хладнокровными, хвалитъ толь­

ко своихъ друзой; а чтецы и верять печат­

ному:

гдё

же имъ справляться, что этотъ

крттикъ едва ли знакомь лично съ живыми

пистолями, которыми онъ удивляется?—

Это дело частное; и где же имъ сообра­

зить что онъ еще не родился на светъ,

кш д i умеръ Ломоносовъ, и не зналъ еще

грамоте, когда умеръ Державинъ и когда

бь л t въ полноте своей славы Карамзпнъ

и Жуковстй, заслугами и генпо которыхъ

онъ отдаеть полную справедливость, но

только не съ чужого голоса и не безот­

четно?—Для соображенш ведь нужна си -

собность соображать. Гораздо легче пове­

рить на слово тому, кто повторяетъ себе

да и то только: хвалитъ-де все своихъ прия­

телей...

Вообще вместе съ удивительными и бы­

стрыми успехами въ умственномъ и лите-

ратурномъ образовании проглядываетъ у

насъ какая то незрелость, какая-то шат­

кость и неопределенность. Истины, въ дру-

гихъ литературахъ давно сделавшшся а т ­

омами, давно уже не возбуждающщ спо-

ровъ и не требующш доказательству—у

иасъ все еще не подвергались сужденш,

еще не всеми известны. Вы, напри-

меРъ, не написали никакой книги, а между

теми издаете журналъ, пользующейся ог­

ромными успехомъ,—и ваши противники

кричать, что ваши журналъ плохи, по­

тому что вы не написали никакой кни­

ги. Это «потому что» очень оригинально!

Да если журналъ хороши, какое вами дело

до того, написали или не напиеалъ его из­

датель книгу? — Вы занимаетесь критикой,

и хоть на столько успешно, чтобы живо за­

тронуть чужш мненш или пристрастш и

нажить себе враговъ: не думайте, чтобы ва­

ши противники стали опровергать ваши по­

ложения, оспаривать ваши выводы. Штъ,

вместо всего этого они начнутъ вами гово­

рить, что, ничего не написавши сами, вы

не имеете права критиковать другдхъ; что

вы молоды, а между гЬмъ судите о про-

изведешяхъ людей, которые уже стары, и

т. д. Подобный выходки хоть кого приве-

дутъ въ затруднительное положете,—не по­

тому, чтобы трудно было отвечать на нихъ,

а потому именно, что слишкомъ легко от­

вечать на нихъ. Но у кого же достанеть

духу опровергать подобный мненш, съ важ­

ностью доказывать, что можно пе быть по-

варомъ—и верно судить о столе; не быть

портными—и безошибочно сказать свое мне­

т е о достоинстве или недостаткахъ новаго

фрака;—такъ же точно, какъ не уметь пи­

сать стиховъ, романовъ, повестей, драмъ—

и быть въ состояши дельно и здраво су­

дить о чужихъ нроизведеншхъ; и что, если

въ сфере гастрономш имЬть тоний вкуси

есть своего рода талантъ — то теми более

это въ сфере искусива, и что критика есть

своего рода искусство. Есть истины, кото­

рый даже пошлы, потому именно, что елиш-

комъ очевидны, какъ, напримеръ, то, что лй-

томъ тепло, а зимой холодно, что подъ до-

ждемъ можно вымочиться, а передъ огвемъ

высушиться. А между тбмъ у насъ иногда

необходимо защищать подобный истины всей

силой логики и дтлектики... Но это еще

можетъ быть только или смешно, или до­

садно, смотря по расположент вашего духа;

но бываготъ явленщ, отъ которыхъ не за­

хочется смеяться. Вспомните только, что

произведете, верно схватывающее каше-нп-

будь черты общества, считается у насъ ча­

сто пасквилемъ то на общество, то на со-

словш, то на лица. Отъ нашей литературы

требуютъ, чтобы она видела въ действи­

тельности только героевъ добродетели, да

мелодраматичеекихъ злодеевъ, и чтобы она

и не подозревала, что въ обществе может ь

быть много смешныхъ, странныхъ и урод-

ливыхъ явлетй. Каждый, чтобъ ему было

широко и просторно жить, готовь, если бъ

могъ, запретить другимъ жить... Писаки во