.177
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
1 7 » '
всякой другой у нихъ закружилась бы го
лова, потому что имъ пришлось бы думать,
что для нихъ всего тяжелее и труднее.
Когда является разборъ сочинеaiй писате
ля, написанный въ духй истинной критики,
отделяющей въ авторе безусловный достоин
ства отъ условныхъ, недостатки таланта
отъ недостатка времени,—такого разбора
помянутые чтецы не станутъ читать; но
имъ скажетъ о немъ какой-нибудь при
сяжный ихъ критики, какой-нибудь тво-
рецъ всякой всячины, который изо всей
мочи хвалитъ себя да старыхъ писателей,
уже не опасныхъ ему, и бранить наповалъ
все даровитое въ новомъ поюмгЬнш. Этотъ
критики по-своему разберетъ для своихъ
чтецовъ вновь явивнийея разборъ, вырветъ
изъ него по строчке, по слову изъ страни
цы и воскликнетъ: можно ли такъ унижать
з с суженные авторитеты! И чтецы вйрягь
ему, потому что понимаютъ его: онъ гово
рить имъ ихъ языкомъ, ихъ понятшми,
ихъ чувствами, ихъ вкусомъ,—les beaux
e sp rits se rencon tren t... Имъ, этими чте
цами, и въ голову не входить, что правда
не унижаетъ таланта, такъ же, какъи оши
бочное мяйше не вредить ему, что унизить
можно только незаслуженную известность,
и что, следовательно, независимое сужде-
Hie
о литературе ни въ какомъ случай не
можетъ быть вредно, но часто бываетъ по
лезно. Изобретатель такой критики уверить
своихъ чтецовъ еще и въ томъ, что кри
тики, при имени котораго онъ не можетъ
оставаться хладнокровными, хвалитъ толь
ко своихъ друзой; а чтецы и верять печат
ному:
гдё
же имъ справляться, что этотъ
крттикъ едва ли знакомь лично съ живыми
пистолями, которыми онъ удивляется?—
Это дело частное; и где же имъ сообра
зить что онъ еще не родился на светъ,
кш д i умеръ Ломоносовъ, и не зналъ еще
грамоте, когда умеръ Державинъ и когда
бь л t въ полноте своей славы Карамзпнъ
и Жуковстй, заслугами и генпо которыхъ
онъ отдаеть полную справедливость, но
только не съ чужого голоса и не безот
четно?—Для соображенш ведь нужна си -
собность соображать. Гораздо легче пове
рить на слово тому, кто повторяетъ себе
да и то только: хвалитъ-де все своихъ прия
телей...
Вообще вместе съ удивительными и бы
стрыми успехами въ умственномъ и лите-
ратурномъ образовании проглядываетъ у
насъ какая то незрелость, какая-то шат
кость и неопределенность. Истины, въ дру-
гихъ литературахъ давно сделавшшся а т
омами, давно уже не возбуждающщ спо-
ровъ и не требующш доказательству—у
иасъ все еще не подвергались сужденш,
еще не всеми известны. Вы, напри-
меРъ, не написали никакой книги, а между
теми издаете журналъ, пользующейся ог
ромными успехомъ,—и ваши противники
кричать, что ваши журналъ плохи, по
тому что вы не написали никакой кни
ги. Это «потому что» очень оригинально!
Да если журналъ хороши, какое вами дело
до того, написали или не напиеалъ его из
датель книгу? — Вы занимаетесь критикой,
и хоть на столько успешно, чтобы живо за
тронуть чужш мненш или пристрастш и
нажить себе враговъ: не думайте, чтобы ва
ши противники стали опровергать ваши по
ложения, оспаривать ваши выводы. Штъ,
вместо всего этого они начнутъ вами гово
рить, что, ничего не написавши сами, вы
не имеете права критиковать другдхъ; что
вы молоды, а между гЬмъ судите о про-
изведешяхъ людей, которые уже стары, и
т. д. Подобный выходки хоть кого приве-
дутъ въ затруднительное положете,—не по
тому, чтобы трудно было отвечать на нихъ,
а потому именно, что слишкомъ легко от
вечать на нихъ. Но у кого же достанеть
духу опровергать подобный мненш, съ важ
ностью доказывать, что можно пе быть по-
варомъ—и верно судить о столе; не быть
портными—и безошибочно сказать свое мне
т е о достоинстве или недостаткахъ новаго
фрака;—такъ же точно, какъ не уметь пи
сать стиховъ, романовъ, повестей, драмъ—
и быть въ состояши дельно и здраво су
дить о чужихъ нроизведеншхъ; и что, если
въ сфере гастрономш имЬть тоний вкуси
есть своего рода талантъ — то теми более
это въ сфере искусива, и что критика есть
своего рода искусство. Есть истины, кото
рый даже пошлы, потому именно, что елиш-
комъ очевидны, какъ, напримеръ, то, что лй-
томъ тепло, а зимой холодно, что подъ до-
ждемъ можно вымочиться, а передъ огвемъ
высушиться. А между тбмъ у насъ иногда
необходимо защищать подобный истины всей
силой логики и дтлектики... Но это еще
можетъ быть только или смешно, или до
садно, смотря по расположент вашего духа;
но бываготъ явленщ, отъ которыхъ не за
хочется смеяться. Вспомните только, что
произведете, верно схватывающее каше-нп-
будь черты общества, считается у насъ ча
сто пасквилемъ то на общество, то на со-
словш, то на лица. Отъ нашей литературы
требуютъ, чтобы она видела въ действи
тельности только героевъ добродетели, да
мелодраматичеекихъ злодеевъ, и чтобы она
и не подозревала, что въ обществе может ь
быть много смешныхъ, странныхъ и урод-
ливыхъ явлетй. Каждый, чтобъ ему было
широко и просторно жить, готовь, если бъ
могъ, запретить другимъ жить... Писаки во