Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  462 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 462 / 734 Next Page
Page Background

149

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

15

©

тахъ огромнаго размера, —-и это богатство

видимо мучитъ и тяготить автора «Бйдныхъ

Людей» и «Двойника». Отсюда и ихъ мнимая

растянутость, на которую такъ жалуются

люди, очень любяпне читать, но, впрочемъ,

отнюдь не лаходяшде, чтобъ «Парижсюя

Тайны», «Вечный Жидъ» или «Графъ Монте-

Кристо» были растянуты. И съ одной сто­

роны чтецы такого рода правы; не всякому

дано знать тайны искусства, такъ же, какъ

не всякому дано глубоко чувствовать и мы­

слить. Поэтому чтецы имйютъ полное право

не знать ни причины, ни истиннаго зна-

чешя того, что называют, они «растяну­

тостью»; они знаютъ только, что чтете «ВЬд-

ныхь Людей» нисколько утомляетъ ихъ,

тогда какъ этоть романъ имъ нравится, а

«Двойникъ» не многимъ изъ нихъ удается

осилить до конца. Это факты пусть молодой

авторъ нойметъ и приметь его къ свйдйнш.

Да спаеетъ его богъ вдохновеиш отъ гордой

мысли презирать мнйте даже црофановъ

искусства, когда они вей говорить одно и

то же, — такъ же, какъ да спасете онъ его

и отъ унизительнаго намйрешя поддйды-

ваться подъ вкусъ толпы и льстить ему:

обй эти крайности — Сигала и Харибда та­

ланта. Знатоки искусства, даже и нисколько

утомляясь чтешемъ «Двойника», все-таки не

оторвутся отъ этого романа, не дочитавъ его

до последней строки; но, во-первыхъ, и они,

дорожа и любуясь каждьшъ словомъ, каж-

дьшъ отдйльнымъ мйстомъ романа, все-таки

чувствуютъ утомлена; во-вторыхъ, истинно

большой талантъ такъ же долженъ писать

не для однихъ знатоковъ, какъ и не для

одной толпы, но для всйхъ. Чтб же касается

до толковъ большинства, что «Двойникъ»—

плохая повйсть, что слухи о необыкновен-

номъ талантй его автора преувеличены и

т. и.,—объ этомъ Достоевскому нечего забо­

титься: его талантъ лринадлежитъ къ раз­

ряду тйхъ, которые постигаются и призна­

ются не вдругъ. Много въ продолжена его

поприща явится талантовъ, которыхъ будутъ

противопоставлять ему, но кончится тймъ,

что о нихъ забудутъ именно въ то время,

когда онъ достигнетъ апогея своей славы.

И теперь, когда явится его новая повйсть,

8а нее съ безсозяательнымъ любопытетвомъ

и жадностью поспешать схватиться тй самые

люди, которые такъ мудро и окончательно

рйшили по «Двойнику», что у него или

вовсе нйтъ таланта, иди есть, да такъ-себй,

небольшой...

Теперь намъ следовало бы сказать что-

нибудь о печатныхъ толкахъ и сужденшхъ

по поводу «Бйдныхъ Людей»; но мы чув-

ствуемъ себя на эту минуту въ такомъ

добромъ расположеши духа, что хотимъ

ограничиться совЬгомъ Достоевскому—пере­

печатать вей эти сужденш при будущемъ

издаши своихъ сочинешй, какъ это одЬлалъ

Пушкинъ, приложивши! ко второму или

третьему изданш «Руслана и Людмилы» вей

критики и рецензш, въ которыхъ бранили

эту поэму...

Обращаемся къ остальнымъ статьямъ «Пе-

тербургскаго Сборника».

«Три портрета», разсказъ Тургенева, при

довкомъ и живомъ изложенш вмйетъ всю

заманчивость не повйсти, а скорйе воспо-

минатй о д о б р о м ъ старомъ времени. Къ

нему шелъ бы эпиграфы «Дйла ыпнувшихъ

дней!»...

«Мартингалъ» (нзъ записокъ гробовщика),,

кн. Одоевскаго, исполненъ интереса и по

содержание, и по изложение. Можно замйтить

только, что этоть разсказъ былъ бы есте-

ственнйе, если бы въ немъ не былъ вмй-

шанъ гробовщикъ, которому, несмотря на

то, что онъ нймецъ- п учеыъ, едва ли бы

молодой человйкъ сталъ открывать свои за-

вйтныя и страшный тайны, готовясь, можетъ

быть, умереть насильственной смертью...

Къ отдйлу разсказовъ въ альманахй дол­

жно присовокупить и «Парижшя Увеселе-

нш», легшй и живой очеркъ того, какъ ве­

селятся французы и какъ поддйлываются

подъ ихъ способъ веселиться руссше, жи-

вупце въ Парижй. Эта статья тоже инте­

ресна.

Вереходнмъ къ стпхотворпой части аль­

манаха. Онъ украшенъ цйлыми двумя, и къ

тому еще прекрасными, поэмами. «Помй-

щикъ» Тургенева — легкая, живая, блестя­

щая импровизащя, исполненная ума, иронш,

остроумия и грапш. Кажется, здйсь талантъ

Тургенева нашелъ свой истинный родъ, и

въ этомъ родй онъ неподражаемы Стихъ

легокъ, поэтиченъ, блещетъ эпиграммой.

Кто-то увйрялъ нечатно, будто «Помйщпкъ»—■

подражеше «Евгенш Ояйгину»: ужъ не

«Знеидй» ли Виргилш? Право, послйднее

предположена ничймъ не несправедливее

перваго. Первое произведете такого рода

въ русской литературй принадлежите Дми­

трову, автору «Модной Жены». Оно было

написано въ духй и вкуей своего времени

(поэтому-то оно прекрасно и теперь). Для

нашего же времени Пушкинъ далъ образцы

такихъ произведен^ въ «Графй НулннЬ» и

«Домикй въ Коломнй». А объ «Онйгннй»

тута и поминать нечего, какъ о произведет и

совсймъ другого и при томъ высшаго рода.

Пусть успокоится на этота счете почтенный

критиканъ, одаренный такой удивительной

способностью находить сходство тамъ, гдй

его вовсе нйтъ. Что «Помйщикъ» Турге­

нева можете ему не нравиться, этому мы

не удивляемся: у всякаго свой вкусъ. Есть

люди, которымъ, напримйръ, очень не нра-