Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  460 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 460 / 734 Next Page
Page Background

145

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

146

было, по праздничному. Пообедали они скоро.

Вотъ поел* об'Ьда юпъ и говорить жен*:—„По­

слушайте, душенька, вотъ я немного прилягу“—

да и пошелъ на постель. Подозвалъ къ себй

дочку, положилъ ей на голову руку и долго,

долго гладилъ по голов* ребенка. Потом* опять

оборотился къ жен*; дескать, а что жъ Петинька?

Петя нашъ, Петинька?.. Жена перекрестилась,

да и отвъчаетъ, что В'Ьдь онъ уж* умеръ.—

Да, да, знаю, все знаю, Петинька теперь въ

царств* небесномъ.—Жена видитъ, что онъ самъ

не свой, что происшествш-то его потрясло со­

вершенно, и говоритъ ему—вы бы, душенька,

заснули,—Да, говоритъ, я сейчасъ... я немножко,

—тутъ онъ отвернулся, полежалъ немного, по­

томъ оборотился, хот*лъ сказать что-то. Жена

его не разелышала; спросила его: что, мой другъ?

А онъ не отв*чаетъ. Опа подождала немножко—

ну, думаетъ, уснулъ, и вышла на часокъ къ

хозяйк*. Черезъ часъ времени воротилась -

видитъ, мужъ еще не проснулся и лежитъ себ*,

не шелохнется. Она думала, что спитъ, с*ла и

стала работать что-то. Она разсказываетъ, что

она работала съ полчаса и такъ погрузилась

въ размшплете, что даже и не помнитъ, о чемъ

она думала, говоритъ только, что она и поза­

была объ муж*. Только вдругъ она очнулась

отъ какого-то тревожнаго ощущенш, и гробовая

тишина въ комнат* поразила ее прежде всего.

Она посмотр*ла на кровать и видитъ, что мужъ

лежжтъ все въ одномъ положенш. Она подошла

къ нему, сдернула од*яло, смотритъ—а ужъ

онъ холодехонекъ — умеръ, маточка, умеръ

Горшковъ, внезапно умеръ, словно его громомъ

убило. А отчего умеръ, Богь его знаетъ. Меня

»то такъ сразило, Варинька, что я до сихъ норъ

опомниться не могу. Не в*рится что-то, чтобы

такъ просто могъ умереть челов*къ. Этакой

б*дняга, горемыка этотъ Горшковъ! Ахъ судьба-

то, судьба какая! Жена въ слезахъ, такая испу­

ганная. ДЬвочка куда-то въ уголъ забилась.

У нихъ тамъ суматоха такая идетъ; слЪдствш

медицинское будутъ д*лать... ужъ не могу самъ

иав*рное сказать. Только жалко! Грустно по­

думать, что этакъ въ самомъ д*л* ни дня, ни

часа не в*даешь!.. Погибаешь ни за что...“.

Что перед* этой картиной, написанной

такой широкой ж мощной кистью, что пе­

ред* нею мелодраматически ужасы въ по­

вестях* модных* французских* фельетон­

ных* романистов*! Какая страшная про­

стота и истина! И кто все это разсказы­

ваетъ?—ограниченный и смЬшной Макар*

Алексеевич* Девушкин*!..

Мы не будем* больше указывать на пре­

восходный частности этого романа: легче

перечесть весь роман*, нежели пересчитать

все, что въ нем* нревосходнаго, потому что

онъ весь, в* целом*—превосходен*. Упо­

мянем* только о последнем* письме Де­

вушкина къ его Вариный: это слезы, ры-

дате, вопль, разднраюпце душу! Тут* все

истинно, глубоко и велико, а между тЬм*

это пишет* ограниченный, смешной Макар*

Алексеевич* Девушкин*! И читая его, вы

сами готовы рыдать и въ то же время вы

улыбаетесь... Сколько сокрушительной силы

любви, горя и отчаяшя въ этих* просто­

душных* словах* старика, теряющаго все,

чем* мила была ему жизнь: «Да вы знаете

ли только, что тамъ такое, куда вы едете-

то, маточка? Вы, может* быть, этого не

знаете, такъ меня спросите! Тамъ степь,

родная моя, там* степь чистая, голая степь,

вотъ как* моя ладонь голая! Тамъ ходит*

баба безчувственная, да мужик* необразо­

ванный пьяница ходит*...».

Мы думаем*, что теперь кстати сказать

несколько слов* и о «ДвойникЬ», хотя он*

и не относится къ «Петербургскому Сбор­

нику». Как* талант* необыкновенный, автор*

нисколько не повторился во втором* своем*

пропзведенш,—и оно представляет* у него

совершенно новый Н

1

ръ, Герой романа—

г. Голядкин* — один* из* тЬхъ обидчи­

вых*. помешанных* на а м б и ц 1и людей,

которые такъ часто встречаются въ низ­

ших* и средних* слоях* нашего общества.

Ему все кажется, что его обижают* и сло­

вами, и взглядами, и жестами, что против*

него всюду составляются интриги, ведутся

подкопы. Это гем* смешв±е, что он* ни

состоящем*, ни чином*, ни местом*, ни

умом*, ни способностями решительно не

может* ни въ ком* возбудить къ себе за­

висти. Онъ не умен* и" не глуп*, не богат*

и ие беден*, очень добръ и до слабости

мягок* характером*, и жить ему на свете

было бы совсем* недурно, но болезненная

обидчивость и подозрительность его харак­

тера есть черный демон* его жизни, кото­

рому суждено сделать ад* из* его суще-

ствованш. Если внимательнее осмотреться

кругом* себя, сколько увидишь господ*

Голядкиных*, и богатых*, и глупых*, и

умных*! Г. Голядкин* въ восторге от* одной

своей добродетели, которая состоит* в*

том*, что онъ ходить не въ маске, ие интри­

ган*, действует* открыто и идет* прямой

дорогой. Еще въ начале романа, жзъ раз­

говора съ доктором* Крестьянок* Ивано­

вичем*, не мудрено догадаться, что г. Голяд­

кин* разстроенъ въ уме. Итак*, герой

романа—сумасшедшей! Мысль смелая и вы­

полненная автором* съ удивительным* ма­

стерством*! Считаем* излишним* следить

за ея развитом*, указывать на отдельный

места и удивляться целому созданго. Для

всякаго, кому доступны тайны искусства,

съ перваго взгляда видно, что въ «Двой­

нике» еще больше творческого таланта и

глубины мысли, нежели въ «Бедных* Лю­

дях*». А между тем* почти обнцй голос*

петербургских* читателей решил*, что этотъ

роман* несносно растянут* и оттого ужасно

скучен*, из* чего де и следует*, что об*

авторе напрасно прокричали, и что в* его

таланте нет* ничего необыкновенного!..

Справедливо ли такое заключеше?—Мы, не

обинуясь, скажем*, что, съ одной стороны,