Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  454 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 454 / 734 Next Page
Page Background

133

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

134

ланта во всякой литератур!;, пока не п р и ­

в ы к н у т ь къ нему (привычна— умъ толпы),

а во-вторыхъ, въ самомъ противореча этихъ

толковъ уже лежитъ безусловное признате

необыкновенности таланта. Говорить и спо­

рить о томъ, что хорошо и чтб дурно въ

его первыхъ произведеншхъ; но что онъ

необыкновенный таланта— объ этомъ гово­

рить, но не спорить. Нисколько нев'Ьжествен-

ныхъ или завистдивыхъ голосовъ тутъ ни­

чего не значить. Если какой-нибудь диав!-

критикъ или критиканъ решится объявить,

что произведете новаго писателя, возбу-

дивпгаго своимъ появлетемъ сильное дви­

ж ете въ читательскомъ апрй, решительно

дурно, что въ немъ нЬтъ ни искры талан­

та, — такой критиканъ поступить очень

неразсчетливо въ отношенш къ самому себе.

Самые недогадливые увидятъ ясно, что онъ,

критиканъ, не иное чтб, какъ жалкая и

к у п н о завистливая посредственность. Но,

съ другой стороны, и преувеличенно востор­

женный похвалы,

критичесше гимны и

диеирамбы теперь тоже возможны только

со стороны людей, не могущихъ иметь ника­

кого влшнш на общественное мнете. Лите­

ратура наша пережила свою эпоху энтузь

астическихъ увлечешй, восторженныхъ по-

хвалъ и безотчетныхъ восклицатй. Теперь

отъ критика требуютъ, чтобъ онъ с п о ­

к о й н о и трезво сказалъ, какъ яонимаетъ

онъ поэтическое произведете, а до востор-

говъ, въ которые привело оно его, до сча­

стья, какое доставило оно ему, никому нЬтъ

нужды: это его домашнее дело.

Слухи о «Бедныхъ Людяхъ» и новомъ,

иеобыкновенномъ таланте, готовомъ поя­

виться на арене русской литературы, за­

долго предупредили нонвлеше самой по­

вести. Подобнаго обстоятельства никакъ

нельзя назвать выгоднымъ для автора. Для

людей съ ноложительнымъ, развитымъ эсте-

тическимъ вкусомъ все равно— быть или не

быть предубежденными въ пользу или не

въ пользу автора: прочитавъ повесть, они

увидятъ, чтб это такое; но истинныхъ зна-

токовъ искусства не много на беломъ свете,

а не знатокъ отъ всего заранее расхвален-

наго ожидаетъ какого-то чуда совершен­

ства, т. е. фразистой мелодрамы во вкусе

Марлинскаго, — и увидя, что это совсемъ

не то, что все такъ просто, естественно,

истинно и верно, онъ разочаровывается, а

въ досаде уже не

видеть

въ

произведении

и того, чтб более или менее ему доступно

и чтб, наверное, понравилось бы ему, если бъ

онъ не былъ заранее настроенъ искать тутъ

какихъ-то волшебиыхъ фокусъ - покусовъ.

Несмотря на то, успехъ «Бедныхъ Людей»

былъ полный. Если бъ эту повесть приняли

все съ безусловными похвалами, съ без-

условнымъ восторгомъ, — это служило бы

неопровержимымъ доказательством^ что въ

ней точно есть таланта, но нетъ пичего

необыкновеннаго. Такой дебюта былъ бы

жалокъ. Но вышло гораздо лучше: за ис-

ключетемъ людей, решительно лишенныхъ

способности понимать поэзш, и за исклю-

чешемъ, можетъ быть, двухъ-трехъ и с п у ­

г а в ш и х с я за себя писакъ, веб согласи­

лись, что въ этой повести заметешь не со-

всемъ обыкновенный таланта. Для перваго

раза нечего больше и желать. Со временомъ

та же повесть будетъ казаться иной мно­

гими изъ техъ, которые сочли преувеличен­

ными предшествовавши ея появденда слу­

хи о высокомъ художественномъ ея досто­

инстве. Изъ всЬхъ кратиковъ самый вели-

шй, самый геяильный, самый непогреши-

тельный— время. Впрочемъ, не должно забы­

вать, что романъ Достоевскаго прочтешь все­

ми только въ Петербурге, и что только

Петербургъ обнаружили свое м нете о та­

ланте новаго поэта. Въ Москве еще только

читаютъ его «Бедныхъ Людей» и «Двой­

ника» (пометеннаго въ февральской книжке

«Отечественныхъ Записокъ»), а въ провин-

цщ еще и не читали ихъ. Мы очень лго-

бимъ и уважаемъ Петербургъ во многихъ

отношеншхъ, но отнюдь не въ климатическомъ

и не въ эстетическомъ: нигде въ Роесш

такъ много не читаютъ, какъ йъ Петер­

бурге, следовательно, нигде въ Росши нетъ

такой многочисленной читающей публики,

сосредоточенной яатакомъ маломъ простран­

стве, какъ въ Петербурге,— и при всеми

томъ насъ (chaque baron a sa fan taisie!)

почему-то всегда интересуетъ более мнете

Москвы и провинти о книге, нежели

Петербурга. Мы никогда не говоримы «это

сочинеше такъ хорошо, что даже въ про-

винцш имело огромный успехи»; но, на-

противъ, мы какъ-то особенно не располо­

жены къ сочиненшмъ, который только въ

Петербурге возбуждаютъ обидй восторги.

Можетъ быть, по этому самому нами не нра­

вятся стихотворешя Бенедиктова, «Сенсащи

мадамъ Курдюковой» и вее .патрютическш

и патетически драмы, возбуждающи т а т е

оглушительные аплодисманы на сцене Але-

ксандринскаго театра. Можетъ быть, въ

этомъ случае мы и не правы, но нами кажет­

ся, что жители Петербурга— ужъ черезчуръ

занятые, черезчуръ деловые люди, и потому

едва ли могутъ блистать особенно разви­

тымъ эстетическими вкусомъ. Имъ надо что-

нибудь, во-первыхъ, не слишкомъ большое,

а

во-вторыхъ, и это главное — что-нибудь

полегче, что-нибудь не слишкомъ требую­

щее углубдешя мыслью, не слишкомъ вы­

зывающее на размышлеше, сдовомъ,— такое,

чтб было бы и коротко, и ясно и не

заста-