Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  451 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 451 / 734 Next Page
Page Background

127

С0ЧИНЕВ1Я В, Г. БМИНСКАГО.

1 2 &

Пе т е р б у р г с к Н ! с б о р н и к ъ,

изданный Н. Некрасовымъ. Спб. 1846.

«Бедные люди», романъ Достоевскаго,

въ этомъ альманахе—первая статья и по

месту, и по достоинству. Начинаешь съ нея.

Появлете всякаго необыкновеннаго та­

ланта рождаетъ въ читающемъ и нишу-

щемъ лиры противоречит и раздоры. Бели

такой таланта является въ раннюю эпоху

еще неустановившейся литературы, — онъ

встречаете, съ одной стороны, восторженные

клики, неумеренный хвалы, съ другой—■

безусловное осуждеше, безусловное отри-

цаше. Такъ было съ Пушкинымъ. Одни

увидели въ немъ «еЬвернаго Байрона»

(какъ будто где-нибудь былъ южный Бай-

ронъ!), представителя современнаго чело­

вечества, и все это—по первыми его произ-

ведешямъ, особенно по тЬмъ, который были

слабее другихъ и теперь совершенно поте­

ряли безотносительную ценность; друие

упорно смотрели на его произведешя, какъ

на унижете, профанацш поэзш, во имя де-

белыхъ торжественныхъ одъ, къ которымъ

привыкли съ детства. Понять Пушкина

предоставлено было уже другому поколе гию,

и едва ли уже не поел! его смерти. Н е­

сколько иначе было съ Гоголемъ. Много

встретилъ себе враговъ таланта Пушкина,

но несравненно более явилось преданныхъ

ему друзей, восторженныхъ его почитате­

лей. Противъ него были старцы летами и

духомъ; за него — и молодыя поколбшя, и

сохранивипе свежесть чувства старики. Какъ

бойки

!

велишй таланта, Гоголь скоро на-

гаель себе восторженныхъ поклонниковъ,

но число ихъ било уже далеко не такъ ве­

лико, какъ у Пушкина. Можно сказать, что

какъ на стороне Пушкина было большин­

ство, такъ на стороне Гоголя — меньшин­

ство; большинство же было сначала реши­

тельно противъ Гоголя. И это очень есте­

ственно: мфъ поэзш Гоголя такъ оригина-

леиъ и самобытенъ, такъ принадлежитъ

исключительно его таланту, что даже и между

людьми, не омраченными приетраетшмъ

и не лишенными эстетическаго смысла,

нашлись тате, которые не знали, какъ имъ

о немъ думать. Въ недоуменщ имъ каза­

лось, что это или ужъ слшпкомъ хорошо,

или уже елишкомъ дурно, — и они помири­

лись на половине съ твореншмп самаго на-

цюнальяаго и, можеть быть, самаго вели-

каго изъ русскихъ поэтовъ, т. е. решили,

что у него есть таланта, даже большой,

только идушдй по ложной дороге. Есте­

ственность поэзш Гоголя, ея страшная

верность действительности изумила ихъ

уже не какъ смелость, но какъ дерзость.

Если и теперь еще не совсемъ исчезла изъ

русской литературы та чапорчость, которая

такъ прекрасно выражается французскимъ

словомъ p ruderie, и въ которой такъ верно

отразились нравы полубоярской и полуме»

щанской части нашего общества; если и

теперь еще существуют. литераторы, ко­

торые естественность считаютъ великимъ

недостаткомъ въ поэзш, а неестественность

великимъ ея достоинствомъ, и новую шко­

лу поэзш думаютъ унизить эпитетомъ «на­

туральной»,— то понятно, какъ должно бы­

ло большинство публики встретить основа­

теля новой школы. И потому естественно,

что еще и теперь въ немъ удорствуютъ

признавать велишй таланта часто те са­

мые люди, которые съ жадностью читаютъ

и перечитываютъ каждое его новое произ­

ведете; а кто теперь не читаете. съ жад­

ностью его новыхъ и не пзречитываетъ

съ наслажденшмъ его старыхъ произведе­

н а ?

Пета

нужды говорить, что безпощад-

ная истина его создашй—одна изъ причинъ

этого нерасположешя большинства публики

признать на с л о в а х ъ великимъ поэтомъ

того, кого оно же, это же большинство,

признало великимъ поэтомъ на деле, чи­

тая и раскупая его творешя, и даже самы­

ми своими нападками на нихъ давая имъ

больше, нежели только литературное ь л-

чеше. Но при всекъ томъ первая и гла. -

вая причина этого непризнанш заключаете

въ безцримерной въ нашей литературе ори­

гинальности и самобытности произведений

Гоголя. Говоримъ б е з д р и м е р н о й , потому

что, съ одной стороны, ни одинъ руссшй

поэта не можета итти въ сравнеше съ Го­

големъ. Всяшй геншльный талантъ ориги-

наленъ и самобытенъ; но есть разница

между одной и другой оригинальностью,

между одной и другой самобытностью.

Оригинальность и самобытность Пушкина

въ отношеши къ предшествовавшимъ ему

поэтамъ, кроме печати особенности, поло­

женной личностью его на его творенш, со­

стояла преимущественно въ томъ, что ихъ

произведешя были только етремлешемъ

къ